Бизнес-школы Москвы и Санкт-Петербурга в условиях кризиса

Feb 23, 2010 20:25

В рамках выставки «Экономическое и бизнес-образование» в Москве прошел круглый стол «Инновации в бизнес-образовании», организованный совместно Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и компанией Begin Group, в котором приняли участие представители ведущих российских бизнес-школ.

 
С докладами выступали Леонид Иванович Евенко (доктор экономических наук, профессор, ректор Высшей школы международного бизнеса, президент РАБО), Александр Николаевич Чеканский (доктор экономических наук, профессор, декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования), Елена Николаевна Лобанова (доктор экономических наук, профессор, декан Высшей школы финансового менеджмента), Владимир Алексеевич Морыженков (доктор экономических наук, профессор, научный руководитель программы Executive МВА LWB Государственного университета управления). Докладчики рассказали об изменениях, которые произошли в их школах, а также на рынке бизнес-образования за последний год.

На круглом столе были представлены результаты исследования «Бизнес-школы Москвы и Санкт-Петербурга в условиях кризиса», проведенного Begin Group в январе 2010 года. В ходе исследования проводились экспертные интервью с представителями 28 школ Москвы и Санкт-Петербурга.

Для преобладающей части бизнес-школ итогом 2009 года стало снижение как числа поступивших, так и общего количества слушателей.

Среди различных образовательных программ, предлагаемых бизнес-школами, в 2009 году значительно возросла востребованность краткосрочных бизнес-программ и магистратуры. Наиболее значительное снижение спроса наблюдалось на классические программы МВА. Реже школы говорят также о сокращении наборов на программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и языковые курсы.

Среди различных специальностей, представленных в рамках программ бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга, в 2009 году возросла востребованность следующих направлений: Продажи, Международные отношения и внешнеэкономическая деятельность, Финансовый менеджмент. В то же время на такие специальности, как Недвижимость и строительство и телекоммуникации, Банки, Производственная деятельность, Управление персоналом, спрос понизился. Также понизился спрос на популярные еще совсем недавно IT-специальности.

Преобладающая часть бизнес-школ в 2009 году разработала и ввела новые образовательные программы. В числе открытых новых программ бизнес-образования: Международный менеджмент, Оценка бизнеса и управление стоимостью компании, Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и некоторые другие. В условиях кризиса наблюдалось повышение востребованности узкоспециализированных программ, в связи с чем бизнес-школами введены программы: Международный бизнес и финансы, Предпринимательство, Управление здравоохранением, Лидерство в организации, Развитие организации и некоторые другие.

Следуя тенденциям изменения спроса, некоторые бизнес-школы в 2009 году частично отказались от действовавших программ. В числе таких программ - МВА в области логистики, управления информационными системами, банковского дела и финансов. Основным фактором закрытия данных программ стала их недостаточная востребованность целевой аудиторией.

Также экспертами - представителями бизнес-школ отмечалось закрытие программ антикризисной направленности, связанное с появлением на рынке огромного количества предложений подобной тематики, зачастую не очень качественных и недобросовестных, в результате чего доверие к таким программам снизилось и спрос на них сократился.

Тем не менее, значительная часть бизнес-школ в 2009 году не осуществляла каких-либо корректировок в отношении перечня программ бизнес-образования. Основными факторами сохранения неизменным действовавшего перечня явились сохранение востребованности предлагаемых видов программ, а также подтвержденность их эффективности на практике.

Представители школ бизнеса отмечали изменения, которые происходили в составе слушателей программ MBA за последний год. Так, резко увеличилась доля мужчин, получающих степень MBA, приближаясь на некоторых программах почти к 100%, чего не наблюдалось в предкризисные годы. Соотношение долей корпоративных и индивидуальных слушателей также изменилось, однако в очень значительной степени эти изменения зависят от конкретных программ и школ. Если в некоторых бизнес-школах доля корпоративных заказов существенно сократилась, то в других их удельная доля выросла на фоне уменьшения количества индивидуальных слушателей.

Подавляющее большинство бизнес-школ в 2009 году не проводили изменений в ценовой политике, сохранив уровень цен на программы бизнес-образования, соответствующий ценам 2008 года. Основным фактором отсутствия повышения цен явилось опасение потерять целевую аудиторию в связи с общим снижением спроса на бизнес-образование в условиях кризиса. Лишь незначительная часть бизнес-школ в 2009 году все же предприняла повышение стоимости обучения по предлагаемым программам бизнес-образования. При этом многие бизнес-школы в 2010 году планируют повышение цен на свои программы.

Многие школы осуществили модернизацию системы оплаты за обучение в сторону повышения гибкости этой системы, в частности, обеспечив слушателям возможность оплаты программы помодульно или в соответствии с индивидуально разрабатываемым графиком платежей.              

исследования, бизнес-образование, begin group, тенденции

Previous post Next post
Up