Дмитрий Павлов. Авторская колонкапроректор, директор по развитию и внешним связям Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП)
Один из главных уроков, который выносит бизнес из кризиса: желаемого (или чуть менее амбициозного) результата можно достичь существенно меньшей ценой.
А, значит, быть более эффективным.
Мы научились тратить на самое необходимое. На разумный и достаточный минимум. То, без чего ничего не произойдет. Sine qua non.
Привычные для управленческого обихода слова прагматичность, рациональность, бережливое производство и т.д. в условиях жестких ограничений разного рода, с которыми фактически все компании столкнулись, начиная с осени 2008, наполнились новым содержанием. Были проверены в боевых условиях.
Шок первых месяцев прошел. В большинстве секторов экономики наметились признаки роста.
Для тех, кто сохранил свой бизнес и строит планы на будущее, становится очевидным, что привычные средства и методы становятся все более неадекватными для достижения целей. Надо действовать как-то по-другому. Но - как?
Бизнес ищет ответы на эти вопросы. Бизнес-образование старается предложить свои варианты решений.
Все чаще из уст преподавателей в аудиториях бизнес-школ звучат размышления о том, что возможность влияния на объективный ход событий стремится к нулю.
Что все вокруг во власти множественных макрофакторов, и ценность стратегического целеполагания в отдельно взятой фирме ничтожна мала (т.к. мала вероятность, что события будут разворачиваться именно по этому сценарию).
А, значит, чтобы удерживаться на плаву в долгосрочном периоде, важнее не столько «держаться за горизонт», сколько быть более адаптивными в краткосрочном периоде. Применять больший спектр методов ситуационного управления. Не чураться манипулятивных техник. Действовать жестко и цинично.
Все - так. Но цинизм принципов не исключает парадоксального явления иллюзий. Новых иллюзий.
Расхожая фраза, авторство которой я не знаю, но которую, как представляется, уместно воспроизвести в данном контексте.