Самые редкие финансисты

Mar 26, 2010 22:30


Тренд. Рецессия трансформировала рынок финансовых специалистов. На гребне волны - новые герои. Сгоряча их записали в категорию антикризисных управленцев. Но спрос на них не исчезнет с подъемом в экономике.

В марте обновляется не только природа, но и рынок труда. Заметное оживление наблюдается в сегменте финансовых специалистов. Не потому, что солнце светит ярче, жизнь становится веселей и очень хочется перемен. Все проще. Конец зимы - начало весны - волшебное время выплаты бонусов и премиальных. Получив деньги, люди нередко говорят себе: «Пора, мой друг, пора». И начинают искать новое место под ласковым весенним солнцем. Кто и почему нужен этой весной финансовым компаниям?

Великолепная пятерка. Опросив кадровые агентства и профильные организации, «Ф.» сформировал топ-лист из пяти наиболее ныне востребованных финансистов. В него не попали универсалы типа главбухов и аудиторов. С ними и так все понятно: всегда были и будут нужны и их на рынке труда традиционно много. Интересовали «редкости», «новинки». Эксклюзив. Или те специалисты, которых именно кризис вывел из незаслуженной тени на авансцену.

Первое место досталось именно таким «теневикам» - риск-менеджерам и руководителям соответствующих направлений. «До кризиса немногие понимали, насколько они важны и нужны. Однажды мы позвонили в крупный банк с предложением взять риск-менеджера и услышали в ответ: «Зачем он нам? Мы стараемся избегать рисков», - вспоминает с улыбкой Марк Амелин, старший директор финансового сектора Staffwell. - Это было за полтора года до кризиса. Потом на российском рынке поняли, что изучение рисков и принятие решений на основе этого - наука». А хороших рисковиков, признаются рекрутеры, найти очень трудно: здесь ценится многолетний опыт работы, требуются математический склад ума и серьезная база знаний. По словам руководителя департамента «Банки и инвестиционные компании» агентства «Контакт» Андрея Захарова, в риск-менеджера, например, из кредитчика с легкостью не перевоплотиться. Здесь нельзя улыбнуться клиенту, похвалить продукт, а потом отказать в выдаче заема на железобетонном основании: «Не понравился, глаза бегали». Риск-менеджер должен «просчитать» клиента от и до, взвесив все «за» и «против».
В «топовый» список также попали специалисты по работе с просроченной задолженностью, в которых заинтересованы не только банки, но и коллекторские агентства, и специалисты по проектному финансированию. Отдельная категория - специалисты по работе со стрессовыми активами, доставшимися «по наследству» кредитным организациям: рудники, скважины, заводы и лесопильни. «Нужны люди, которые будут представлять интересы банков на этих предприятиях, что непросто. Зачастую это очень враждебная среда. И если управляющим туда попадает банкир, который не разбирается в специфике конкретной отрасли, его попросту "съедят"», - рассказывает Виктория Филиппова, руководитель департамента «Финансы и аудит» Cornerstone. Нужны «профи» из завидной категории «два в одном»: опытные финансисты, которые умеют выстроить финансовую модель и предложить план по выводу компании из кризисной ситуации, плюс к этому они должны работать в соответствующей индустрии.
Чтобы отыскать таких людей, приходится применять старый добрый хедхантинг - объявлять охоту за «головами». Найти их сложно. Во-первых, хотя рецессия «раскачала» все отрасли и какие-то специалисты выпали из обоймы, по-настоящему ценные кадры по-прежнему усердно трудятся и быть завербованными в банки не мечтают. Во-вторых, работают они по большей части в регионах, что задачу федеральным банковским холдингам не упрощает. Подходящих под описание финансистов приходится и находить, и переубеждать. Что их может привлечь? Деньги: зарплата в среднем на треть «округлее» той, что они бы получили «на производстве». К тому же впереди их зачастую ждет большой бонус по результатам работы. Но подобное предложение может быть интересно и с профессиональной точки зрения. Если человек годами тихо-мирно занимался операционной деятельностью, и вдруг ему предлагают вывести компанию «из крутого штопора», подготовить к продаже, сделать инвестиционно-привлекательной... Может «зацепить».
Замыкают «пятерку» специалисты, отвечающие за продуктовый девелопмент. Это как продакт-менеджеры линейного уровня, так и руководители продуктовых подразделений.
По мнению начальника отдела подбора и оценки персонала банка ВТБ24 Инны Щиколодковой, их популярность вызвана тем, что банки, успешно пережившие 2008-й и 2009 годы, вступили в нешуточную борьбу за ликвидного клиента. Потребительский рынок начинает оживать, но для привлечения новых клиентов и повышения лояльности существующих уже недостаточно брэнда и господдержки. Необходимы также инновационные идеи для развития бизнеса и интересные предложения по продуктам и услугам.
Список предпочтений Юникредитбанка почти полностью совпал с финальным вариантом: там ищут менеджеров по работе с клиентами (корпоративных и розничных), специалистов по реструктуризации кредитов, риск-менеджеров, а также специалистов по разработке банковских продуктов. В банке подчеркивают, что посткризисной тенденцией является поиск специалистов по реструктуризации кредитов, подбор остальных был актуален для них всегда.

Классика жанра. Кого ищут, помимо избранных из «топ-5»? Конечно, «продажников»: для банков актуальна не только разработка новых продуктов, но и их успешная реализация. «Какие бы не вводились высокотехнологичные инновации в систему обслуживания клиентов, никто еще не отменял человеческий фактор, - подчеркивает Инна Щиколодкова. - Качественный сервис - это, прежде всего, компетентный и клиенториентированный банковский сотрудник. Значит, огромное значение имеет качество специалистов, работающих на фронт-линии».
Елена Науменко, директор управления по работе с персоналом KPMG в России и СНГ, рассказала, что если в течение 2009 года компания активно фокусировались на поиске специалистов с достаточно специ­фическим и редким опытом - работа с проблемными долгами, реструктуризация, - то с началом 2010 года ситуация несколько изменилась. Много вакансий в стратегическом и юридическом консалтинге, корпоративных финансах, в налогах. О смене тренда говорит и менеджер по персоналу подразделения корпоративных и инвестиционных банковских услуг группы BNP Paribas в России Татьяна Чуфистова: «На пике кризиса на рынке почувствовалась потребность в специалистах из направлений риска и аудита, так как концентрация внимания переместилась в сторону контроля, а не увеличения количества сделок. К счастью, рынок выходит из спячки, и скоро мы снова почувствуем нехватку профессионалов по привлечению клиентов, по разработке новых продуктов, а затем и специалистов из обслуживающих направлений».
Директор по HR «Тройки Диалог» Татьяна Тихонова отмечает оживление по классическим инвестбанковским специальностям: специалисты по слияниям и поглощениям, по IPO, по работе с частными клиентами. Хотя еще совсем недавно многие инвесткомпании проповедовали тактику «ужаться и удержать лучших». Но вот примета кризисного времени: требования к кандидатам возросли, стало меньше компромиссных наймов, осуществляется еще более тщательный и жесткий отбор. Качество соискателей, сетует эксперт, не повысилось. Ожидания, что рынок выбросит уйму сильных специалистов, не оправдались. За высококлассных сотрудников держатся и борются. По словам Андрея Захарова, просто так ценного человека (особенно это касается управленческих позиций) не отпускают, ему делают контр-предложение. До кризиса прощались однозначно проще.

Сделаем по-быстрому. К сожалению, получить «топовую» квалификацию в экспресс-режиме, за пару-тройку месяцев, не получится. «Все намного сложнее, - соглашается Марк Амелин. - Это очень долгий процесс. Должно быть хорошее базовое образование, стажировки в течение нескольких лет, разнообразные тренинги и получение финансового сертификата, будь то ACCA, CPA или CIMA». И все это параллельно с изучением английского языка, причем не на уровне непритязательного общения о недавних путешествиях. Нужен язык «для продвинутых» - деловой, со специальными финансовыми терминами.
Декан Высшей школы финансов и менеджмента АНХ при правительстве РФ Елена Лобанова уверена: попавшие в топ-5 профессии не принадлежат к категории антикризисных. Потому не носят временный или краткосрочный характер. Подготовка таких специалистов не ограничивается курсами повышения квалификации или короткими тренингами. Проблема в том, что большинство финансовых профессий только начинают свое существование на российском рынке. И хотя формально существуют риск-менеджеры, кредитные и проектные менеджеры, финансовые и инвестиционные аналитики, их образовательная основа оставляет желать много лучшего. В большинстве случаев, категоричен эксперт, она носит самодеятельный, доморощенный характер. Что нужно? Во-первых, мощная унифицированная, признанная во всем мире система профессиональной сертификации. Во-вторых, теоретическая база в виде целостного модуля по корпоративным финансам и стратегическому финансовому менеджменту. «Важно развивать магистерский уровень подготовки финансистов, где на базе профессиональных дисциплин формируются профили специализации, способные дать финансовым учреждениям качественных специалистов, - отмечает Елена Лобанова. - Такой уровень обучения реализуется в магистратуре или в профессионально ориентированных программах МВА. Интересны образовательные схемы, в которых объединяются магистратура или программа МВА с квалификационным обучением». Схемы типа «Финансовый аналитик + МВА», «Финансовый директор + МВА», «Инвестиционный аналитик + магистратура», «Риск-менеджер + магистратура». Подобные образовательные «спайки» уже не первый год реализуются на Западе, а сейчас появились и в России.

Маргарита Удовиченко
Финанс

Экономика и бизнес

Previous post Next post
Up