Снаружи и внутри. Улица Архитектора Артынова №37, №39, №49

Apr 06, 2012 17:29

Для тех, кто соскучился за Винницкой архитектурой, препарирую очередную порцию столетних домиков. На этот раз в прицел моего объектива попало три здания по улице Архитектора Артынова. С их нумерацией вы ознакомились в названии поста, а для визуального опознания помещаю их общий коллаж в порядке возрастания номеров.


В общем, кому интресно увидеть их в деталях, лезем под кат.



Итак, сворачиваем с вечно шумной и многолюдной Соборной возле Тимирязевки и идем знакомиться с домамми улицы Артынова поближе.


Итак, дом под номером 37. Конец позапрошлого века и памятка архитектуры местного значения. К сожалению, больше ничего об истории самого здания я рассказать не смогу, так что если кому есть что сказать-напечатать, то не стесняйтесь.

А я пока займусь детальным изучением дома


Обхожу здание с левой стороны. На стене ядовито-розовой краской нарисовано сердце, а над ним расположились узкие и высокие окна лестничной клетки. Да, вход в дом здесь как-раз сбоку здания, так что если кто не нашел входной двери на предыдущей фотографии, то не пугайтесь, со зрением у вас все в порядке. Просто вход спрятан немного вглубь двора и с такого ракурса его не видно.

Прохожу вглубь двора, заходя к дому с тыла.


Там прячутся интересные огромные балконы. Правда их давно успели испортить возведенными прямо на них деревянными чуланчиками (наверное, балкон теперь один на две квартиры получился, вот соседи и делят его, кто во что горазд). Зато ограждение балкона осталось еще оригинальное - красивая кованная чугунная решетка.

Правда на той фотографии саму решетку разглядеть крайне трудно, зато точно такая же по стилю решетка украшает фронтон здания.


Вот она эта оградка - на крыше. Балкон с парадной стороны дома уже с обычными советскими прутьями решетки.

Ну да хватит топтаться вокруг да около, пора заходить внутрь.


Сразу же при входе неожиданно натыкаюсь на квартиру с окнами прямо в подъезд (да, это не выход на фотографии, выход - за спиной по правую руку). Наверное, здесь была комната консьержа или швейцара. Иначе непонятно зачем делать окна из квартиры на лестничную площадку.

Подымаюсь по лестнице выше


Перила неожиданно эффектно выкрашены красным и черным. После синего однообразного безобразия прочих домов такое решение выглядит вообще потрясающим!

Такую красоту не грех и поближе рассмотреть


Кстати, узор перил повторяет узоры решетки на крыше и ограждения тыльного балкона. Стильно, черт побери!

Поднимаюсь еще на пролет выше.


Интересно, что пролеты не одинаковы по своей длине. Следовательно, площадка между вторым и первым этажом гораздо ближе к верхнему ярусу, а не посередине, как мы привыкли.
На втором этаже уже не так интересно, по той причине, что площадка заставлена множеством шкафов и сервантов. По чужим вещам, тем более незнакомых людей, мне лазить не интересно. Поэтому лучше полюбуюсь мраморной лестницей. Ну и дореволюционной плиткой на плошадках, хотя она почти во всех старинных винницких домах одинакова.

Ну а теперь перейдем к следующему зданию, к соседнему дому по Артынова, 39


Вновь памятка архитектуры местного значения. Особняк князей Гедройц, возведенный в 1910 году.

UPD: Сами члены княжеской фамилии Гедройц, как оказалось, имеют к особняку весьма отдаленное отношение, используя этот дом в качестве летней дачи, приезжая сюда из родного Петербурга. Сам же особняк принадлежал Лазовским. (информацией любезно поделился Александр Федоришен, идейный вдохновитель группы История Винницы)

UPD 2: По уточненным данным, Лазовским принадлежал огромный участок земли, от улицы Соборной до Гоголя, НО... но в 1900-1910 годах эти имения выкупили городские власти, "пустив" через них улицы 19-го Февраля и Екатеринскую (теперешние Артынова и теартральную). Так что, вполне логично, что особняк построен уже Гедройцами.



Дом построен в прекрасно выдержанном неоготическом стиле, который теперешние жители упрямо пытаются развалить нелепо окрашенными в белый цвет окнами. Про стеклопакеты вообще скромно промолчу - это общая беда всех исторических зданий.

Что бы не видеть бельмо белых окон перевожу взгляд выше, под самую крышу.


Тем более, там есть чем полюбоваться. И деревянные точеные коньки и кирпичный декор выглядят очень харизматично.

Захожу внутрь.


Лестничная клетка удивительно воздушна и просторна. На ступенях остались проушины для планок, державших ковер. Однозначно, лестница когда-то была мраморной. Жаль, но теперь от него и следа не осталось.



Зато в подъезде есть и современные украшения. Даже непривычно как-то, чтобы на лестничной клетке висел портрет. Зато красиво и даже загадочно.

Второй этаж.


Высота потолков просто таки нереальная! Можете сами судить по двум канцелярским шкафам, поставленным друг на друга. Да, они без ножек, но вдвоем точно потянут на два с половиной метра, а то и на все три.



Плитка и решетка перил крупным планом.



Спускаюсь обратно к выходу.



На дверях изнутри эще сохранилась массивная кованная клямка, закрываться от посторонних на крючок.

С особняком князей Гедройц разобрались, теперь спускаемся ниже по улице к дому под номером 49, более известному в народе, как Русский Чай, по одноименной кафешке.


Это вновь таки памятка архитектуры начала двадцатого века. При чем на этот раз - детище самого Григория Артынова, "давшего" название улице.



У меня еще сохранилось фото четыхлетней давности, когда на месте Русского Чая была другая кафешка, менее закрывавшая "историческую" часть здания. К тому же, по окнам первого этажа тогда вилось какое то симпатичное растеньице.



Фотография здания анфас. Меня терзают смутные сомнения, что второй этаж пристроили через некоторое время, а изначально здание было одноэтажным. Уж очень кирпичный декор первого и второго яруса отличается.

Снимок тыльной стороны дома


При виде всех этих пристроек и перестроек у меня возникает только одна характеристика всему этому: "кровь, песок, говно и слёзы".

Захожу внутрь. Только не в парадные двери, а на лестницу по левому борту дома.


На втором этаже кипят ремонтные работы, слышен вой перфоратора, а вся лестница усыпана строительной пылью. Перила еще сохранили аутентичную кованную решетку в стиле модерн, из той самой серии, что и дом Райхера.



В принципе, смотреть там больше не на что. Поэтому бросаем прощальный взгляд на остатки мрамора на ступеньках первого пролета, и убираемся восвояси, пока, не дай бог, не придавило рухнувшей стенкой, от усиленного ремонта за ней. Перспектива превратиться в камбалу меня что-то совсем не вдохновляет. Исследования морского дна оставлю кому-то другому, а у меня еще есть громадьё планов по исследованию наземных объектов. В общем, to be continued...

ВІННИЦЯ, місТАМи, буДиНКи

Previous post Next post
Up