Сходил сегодня
на концерт группы норвежского пианиста Яна Гуннара Хоффа (
Jan Gunnar Hoff) которая сейчас играет совместно с американским гитаристом Майком Стерном (
Mike Stern). Тур посвящён выходу альбома Magma, и в Киеве музыканты его презентовали на "лучшей концертной площадке страны" (см. далее) - во дворце "Украина".
Если коротко - то это целая бочка мёда, но не без ложки дёгтя. Но обо всём по порядку.
Приехал на концерт довольно рано. Ещё в фойе меня ждала живописная картина длинного-предлинного пустого гардероба с сидящими одинаковыми бабушками в одинаковой форменной одежде возле одинаковых табличек "сектор не працює" (не работает в смысле) и читающих одинаковые газеты. Одинаковые стопки таких же газет лежали рядом. Видимо "от спонсора". Выглядело это просто потрясающе, эпически и сюрреалистически одновременно. Впрочем, никаких неудобств это не создавало, просто глаз порадовало.
Аншлага не случилось. Балкон даже не открывали. Все с удобством расположились в партере. Зал наполнился примерно на 3/4. После некоторой задержки, минут на 20, на сцену вышел Владимир Соляник (музыкант и организатор приезда группы) и стал "чего-то там говорить" - довольно невнятно, сбивчиво и неразборчиво. Впрочем, главный мэсседж уловили все - концерт начался.
Начну сразу с ложки дёгтя - это кассетный концертный звук. То ли "их" звукорежиссёр не смог найти общий язык с "нашей" аппаратурой, то ли сам аппарат настолько убог и убит многоватными фонограмными бумцами различных "киркоровых"... но УЖОС заключался в том, что на протяжении всего концерта постоянно что-то противно и достаточно громко фонило, напоминая естественный шум аудиокассеты. Да и сами инструменты были слегка "в каше", а больше всех пострадала ритм-секция. Бедный контрабас никак не хотел быть сочным и красивым контрабасом и вести чёткую басовую линию, внизу просто что-то "бумкало" и "шмякало", а на красивейшем басовом соло хотелось рыдать крокодильими слезами - на некоторых нотах звук тупо "запирало". Ударная установка тоже в большинстве случаев звучала как-то стрёмно. Это вдвойне обидно, т.к. не смотря на это всё равно было слышно, что музыканты очень "фирменные", что на самом деле и с техникой исполнения, и со звукоизвлечением у них всё на высшем уровне.
Так что, вот такая она - "лучшая концертная площадка страны" колыбель фанерной попсы . Мне страшно представить, если такой звук нарулят для Al Di Meola. Может стоит сразу сдать билет? :))
Но в отличии от звука, музыканты и сама музыка великолепны!!!
Итак, музыканты:
Ян Гуннар Хоф (Jan Gunnar Hoff) - ф-но, клавиши, синтезаторы, семплы. Он же является и основным композитором "Магмы".
Майк Стерн (Mike Stern) - гитары
Матиас Ейк (Mathias Eick) - труба, перкуссия, вокал
Бйорн Кйельмур (Bjørn Kjellemyr) - бас
Аудун Кляйве (Audun Kleive) - барабаны
Гитарист в представлении практически не нуждается. Он может и не "лучший гитарист в мире", каким его сделала реклама на билете, но он реально очень классный гитарист, каких по пальцам посчитать. На концерте играл ярко, много и разнообразно. Импровизации были и чисто индивидуальные и "в паре" с другими музыкантами. Осталось очень хорошее впечатление.
Отец-основатель группы, как впрочем и ритм-секция - знамениты очень хорошими работами на лэйбле ЕСМ. На концерте же сольно импровизировал(и) он(и) сравнительно не много. У барабанщика даже совсем не было соло, что вообще-то удивительно. Хотя он и без соло отработал капитально. Клавишник больше всего запомнился игрой на рояле (жаль, что только в одной теме он рояль полноценно использует), хотя и на клавишах он тоже солировал, но не так ярко. Да и вообще, его ценность в коллективе несколько другая :))). А у басиста было одно просто потрясающе-красивое соло, хоть и чуток подпорченное "запираловом".
К сожалению, навскидку не помню (или не знаю) предыдущих заслуг трубача, но вот его вокализы (голосом) на концерте вызвали заслуженную бурю восторгов.
Теперь о произведении:
"Магма" - это нечто вроде многочастной сюиты, которая вбирает в себя очень разные стилевые решения: от норвежских джазовых медитаций до быстрого прямолинейного джаз-рока, от чёткого семплированного "бита" до почти фри-джазовых ухищрений. Здесь очень много стилевых оттенков, много пограничных состояний, ведь в "Магме" перемешивается всё. Взаимодействие и импровизация соседствует с необходимостью держать форму. Драйв перетекает в медитацию, медитация в балладу, баллада в какофонию, а последняя снова переходит в драйв. Внутренняя напряжённость формы позволяет постоянно держать музыку в фокусе восприятия. За весь концерт у меня ни разу не возникало желания отвлечься. Очень интересное произведение получилось. Теперь очень хочется познакомится после кассетного с CD вариантом.
На бис снова вышел Соляник и попытался что-то рассказывать и даже невпопад переводить. Но Стерн с Хоффом быстро закончили болталогию и различные "спасибы", затолкали горемычного оратора за клавишные и дали чуток поимпровизировать с группой, после чего посадили его за рояль (который практически не было слышно :))) и оттянулись уже совсем по джаз-роковому. На том и закончили.
И, напоследок, светская сплетня о гламурном скандальчике, ибо заведение просто обязывает. После концерта, в холле у раскладки с дисками, похоже, имел место некий эксцесс. Во всяком случае, я (успев к шапочному разбору) сам слышал как Майк Стерн весьма эмоционально обращался к "нашему" продавцу: "Hey, Guy! Where is MY money?! ", особенно акцентируя на "my". После в толпе поговаривали, что на раскладке продавались "левые диски", что и привело к скандалу. (ещё перед концертом я действительно видел, что на раскладке лежали так же диски абсолютно других джазовых исполнителей, не имеющих отношения к Майку Стерну или группе Яна Гуннара Хоффа. Причём продавец рекламировал их так: "а эти - в единственном экземпляре". Так что всё может быть) Впрочем, через несколько минут, Стерн уже спокойно раздавал автографы, общался с публикой и т.д.
Как всегда, спасибо всем кто осилил.