Птичьи похороны

Mar 18, 2012 22:09


На написание этого поста меня сподвигнула приобретенная сегодня книга Елены Арманд «О Господи, о Боже мой!» (педагогическая трагедия). А если уточнить, то не книга (её еще не прочитал). А обложка книги, на которой изображен эскиз Франчески Ярбусовой к неснятому эпизоду фильма Юрия Норштейна «Сказка сказок» - «Похороны птицы».




Именно про похороны птиц и пойдет речь...



Я никогда не думал, что все в детстве хоронили птичек, мышек или каких-либо животных. Я всегда думал, что я один такой.  Один, кто помнит о церемониале похорон трясогузки в деревне Березники Ярославской области.

Детские забавы, которые мы выдумывали с друзьями, находясь летом в деревни у своих бабушек сейчас можно было бы охарактеризовать и назвать самыми что ни на есть педагогическими терминами. Так войнушку, можно было бы определить как ролевую игру.  Экономические деловые игры мы осваивали, благодаря изготовленными при помощи фломастеров и карандашей деньгам и придуманным и реализуемым самодельным товарам. С игрушечных прилавков за игрушечные деньги уходили щавель, сорванная в огороде морковка, набранные в лесу ягоды, а также изготовленная из колодезной воды и лимонной кислоты - лимонад. Все было серьёзно.

Мы моделировали, строя шалашы: в полях, в лесах, на деревьях. Даже из оставленного строителями  (для возведения нового телятника)  силикатного кирпича - мы строили почти дома. За неделю выростала целая улица игрушечных в полный рост силикатно-кирпичных домиков. Технологию изготовления соблюдали. Кладка в два кирпича выдерживала большие нагрузки, нежели кладка в один кирпич.

Наши деревенские забавы перемежались помощью на сенокосе, когда все дети помогали взрослым: косить, собирать, ворошить сено. Особенной забавой мне всегда казалось уминание сена в старом-старом сарае. Сено свозили целыми кучами с помощью большого куска пленки к сараю. Ну а мы закидывали вилами его почти под потолок. И прыгали. Прыгали так, чтобы умять все сено. Мы делали там ходы, кувыркались, играли в прятки. Довольные, шли купаться в пруд, а вечером, за час до заката, собирались встречать колхозное стадо, прячась под тракторным прицепом или на высокой березе от буйного быка. Игры в колечко-колечко, в карты и в прятки, в колдунчики всегда нам нравились, так как на деревенском то просторе эти игры совсем по-иному воспринимаются.

В один из пасмурных дней мы с друзьями нашли мертвую птичку. Трясогузку. Не знаю, кто предложил - но решение похоронить «по-человечески» у нас родилось почти сразу. В километре от деревни рос «мертвецкий» куст. Или «мертвый»?! Когда мы с бабушкой проходили мимо него - она всегда говорила, что мертвый потому, что к нему выливали воду и выбрасывали тряпки, которыми омывали покойников в деревне. Я до трясучки боялся этого куста. Даже грибы возле него никто никогда не собирал. Даже уже взрослым старался быстрей пройти мимо.

Зная про этот куст, даже сомнений не возникло - что птичку надо помыть тряпочками и это все ненужное отнести туда. Решили птичку там же и захоронить. Похоронная команда собиралась долго. В итоге,  трое человек - я, моя ровесница и мальчик годом младше нас - решились на это. Взяв несколько совков, помыв труп птички тряпочками, положив после в специальную коробочку из под духов - отправились к Кусту.  Чувство гордости переполняла нас, что мы делаем важное дело. И отдаем последний долг представительнице животного мира. Какие были у нас лица! Картины писать. Мы в балоневых курточках с каплями мороси на носах. А в руках ритуальная коробочка-гробик.

Когда мы проходили мимо крайнего деревенского дома, нашу церемонию провожали взглядами наши бабушки, понимая какое серьезное событие происходит в нашей жизни.

деревня, Норштейн, похороны, дети, Детство

Previous post Next post
Up