Очередной небольшой конспект коротких заметок по итогам посещения одной из стран. На этот раз речь пойдет об Эстонии. В свое время после работы с документами в Российском Государственном военном архиве в Москве (изучал историю "лесных братьев") я для себя решил, что обязательно когда-нибудь приеду в регион "Советской Европы" (как любили в свое время говорить) с целью посещения трех прибалтийских государств. Ну а что - довольно непопулярная тема включения Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР, фееричная история выхода из "тюрьмы народов", бытовое подтрунивание и анекдоты про медлительных прибалтов. Интерес к теме не переставал угасать и вот недавно нам удалось неплохо покататься по прибалтийским землям. Вкратце опишу свои наблюдения от знакомства с Эстонией и эстонцами. На всякий случай - все, что описано ниже - не более, чем субъективные наблюдения и впечатления, вполне допускаю, что у кого-нибудь может быть иной опыт знакомства с Прибалтикой.
1. Немного визуально напоминают финнов (даже встречал такое определение Эстонии как "Советская Финляндия"), однако более замкнуты и индивидуализированны в отличие от Суоми.
2. Внешне могут показаться немногословными и неприветливыми. Опять же, это может следовать из того, что просто белорусы, украинцы и россияне более склонны к проявлению "широты души" и повсеместному братанию ("респект и уважуха тебе, брат!"). Эстонец не сразу протянет тебе руку, не похлопает приветливо по плечу. Здесь нет проявлений национализма или отсутствия культуры, просто они изначально ментально другие.
3. Еще раз относительно внешних проявлений эмоций. Захожу в довольно уютный магазинчик в Таллинне, рассматриваю ассортимент товаров, смотрю на ценник. Стою в раздумьях - купить ли мне эту вещь или нет. Все это время продавец-эстонец спокойно стоял в стороне и обратил на меня внимание лишь после того, как я посмотрел на него. В той же Испании или Италии, про южные регионы РФ я вообще не говорю, мне бы уже сто пятьдесят раз рассказали про то, что этот товар самый лучший, самый новый, сделанный исключительно для меня. Причем говорить со мной эстонец начал лишь после того, как я сам первый начал разговор. До этого просто смотрел на меня. Говорить первым - не всегда в их правилах.
4. Сугубо индивидуализированный контингент. Абсолютно полная неспособность к коллективистскому существованию. Нет слова "мы", есть слово "я". В сельской местности сплошь хутора, причем на солидном расстоянии друг от друга. Каждый держит свое хозяйство без желания "кооперировать" с кем-либо.
5. Невозможность прочитать внешне эстонца. В разговоре с местными не сразу понимаешь - рады они тебе или нет, хорошо все у них или депрессия, счастливы они или несчастны. Опять же - у них нет до боли знакомого "человек человеку брат". Как мне кажется, у них просто происходит процесс внутренней коммуникативной фильтрации, по итогам которой они решат - общаться ли им дальше с вами или нет.
6. Сугубо индивидуализированный контингент #2. У эстонцев нет такого понятного славянской ура-патриотической душе феномена как "деды воевали". Воевал только дед, причем только родной дед, а дед другого человека, пусть даже и эстонца как-то слабо интересует. "Зачем мне чужой дед, когда есть свой?"
7. Сугубо индивидуализированный контингент #3. Эстонцам изначально не подходила модель советского коммунизма, предложенная Москвой. Здесь нет никакого проявления национализма, просто эстонцы априори не склонны к коллективистской форме хозяйствования и существования друг с другом. Советская колонизация Прибалтики и, в частности, Эстонии была миной замедленного действия, которая могла рвануть в любой момент. Колхоз для них такая же непонятная, негативная, злобная и немного смешная форма бытия, как для коммунистов "свобода частной собственности" и "права человека".
8. В российском КВН, в выступлениях сатириков неоднократно встречаются насмешки над медлительностью и неторопливостью эстонцев, эдакий коллективный образ "тормознутого" человека. На самом деле это особенности эстонского языка с двойными гласными, говорят они действительно медленно, хотя, к примеру, те же финны - еще медленнее (если по-русски).
9. Опять же миф про медлительность эстонцев. Эстония была первой республикой в СССР, которая открыто заявила о своем суверенитете. Эстонцы первыми в СССР убрали с государственных учреждений советский флаг, заменив на национальный сине-черно-белый в то время, когда это еще не было мейнстримом (16 ноября 1988 года). Еще была сильна власть ЦК КПСС, готовящегося к своему очередному съезду, аббревиатура "КГБ" по-прежнему символизировала не что иное, как зло, а в старом, уютном Таллинне уже висит национальный триколор. Происки Запада, "проклятая гейропа", "черная обезьяна Обама", национализм, фашизм? Вовсе нет. В 1987 году в Тартусской газете "Эдаси" была предложена научно обоснованая концепция национального хозрасчета. Здесь не было никакого "фашизма" или "свидомитов", просто эстонцы рационально подсчитали, что могут вполне нормально функционировать экономически и без союзного бюджета. Республика может самостоятельно существовать без "братской Москвы", дайте просто возможность самим работать и зарабатывать. В Москве тогда в ответ на инициативу Эстонской республики прозвучал термин "сепаратизм", хотя речь шла исключительно о переходе на хозрасчет и окупаемость предприятий. Просто в столице СССР не могли понять, что в большой "семье советских народов" кто-то может жить индивидуально, "вне коллектива", а зря... Хотя любой здравомыслящий человек плохо представляет себе нордического, самостоятельного эстонца в одной квартире со средневековым узбеком или таджиком.
10. В Таллине вообще нет никаких проблем с вайфаем. С информационными технологиями и прочими веяними НТП у эстонцев все в порядке, опять же тяга к образованию и индивидуальной самоидентификации.
11. Во времена Перестройки национальным движением эстонцев руководили не политические перевертыши и вовремя сориентировавшиеся коммунистические функционеры, а профессора, творческая интеллигенция и прочие образованные люди. Может быть поэтому Эстония вышла из состава СССР, не потеряв при этом ни одного человека.
12. Если в разговоре с эстонцами Вы будете говорить "мы один народ", "деды воевали", "у нас одна история", "мы же братья", то вас просто не поймут. С вами не будут ругаться и выяснять отношения (как в Украине, например), просто сочтут за ненормального и перестанут общаться.
13. Почему-то раньше я считал, что прибалты являются монолитной общностью и что эстонцы, литовцы и латыши примерно одинаковы по мировоззрению и быту. На самом деле они очень даже отличаются, причем эстонцы активно любят троллить латышей, взять хотя бы название по-эстонски столицы Латвии. Наиболее националистично настроенными из прибалтов, по моим наблюдениям, являются литовцы.
14. Тест на адекватность: "Таллинн" или "Таллин"? Первый вариант - правильный, в остальном просто не обижайтесь. В российских новостях любят говорить про угнетенное русскоязычное население в Эстонии (которое почему-то не стремится оттуда уезжать), хотя на самом деле проблема банальна до безобразия - просто выучите эстонский язык.
15. У эстонцев интересная форма национальной идентификации. В одном доме на одном этаже будут жить эстонец и русский. Эстонец не будет кричать, бить себя кулаком в грудь, доказывая, кто из них круче, не будет вместе пить и брататься. Он просто не будет общаться, как будто соседа нет вовсе. Такая вот молчаливая форма проявления национальных чувств. Ну или флегматичной толерантности. В Таллинне много россиян и много эстонцев. Живут спокойно, друг другу не мешают, не ругаются, но и не дружат. Как-будто соседа и не существует совсем.
16. Vana Tallinn - чертовский классный и вкусный крепкий ликер, который гораздо лучше литовского "Суктиниса" и рижского бальзама.
17. Наверное, мне было бы сложно найти близкого друга среди коренных эстонцев. Не потому что они плохие - просто у белорусов с ними мало общего, особенно в плане индивидуальности и национальной самоидентификации.