HOMO VATNICUS: идеология современного "Ватника"

Jul 15, 2014 22:39

В последнее время теория политики и политическая публицистика буквально наводнена таким терминами, как "ватник", "свидомит", "колорад", "укр" и так далее. В принципе, если искать аналогии в политической теории, то все вышеперечисленные понятия можно уместить в контекст таких терминов, как национал-патриоты, консерваторы, либералы, "квасные" патриоты, националисты и так далее. Однако имеем то, что имеем и приходится, порой,  работать именно с такими понятиями, которые, не иначе как политическими ярлыками, в научном понимании назвать нельзя. Хотелось бы сформировать лично для себя целостную картину в понимании этих терминов. Поговорим сегодня о таком понятии (явлении), как "Ватник".



Обратим внимание, что данное понятие я ставлю в кавычки. Я не обращаюсь к кому-то персонально, я не говорю, что это хорошо или плохо. Просто есть такое уже устоявшееся понятие определенной группы лиц с определенной идеологией и мировоззрением. Вот об этом и хотелось поговорить.
В период событий 2013-2014 гг. мне довелось лично общаться с людьми, чьи взгляды можно идентифицировать как позицию современного "Ватника". Еще раз - я не говорю, что это хорошо или плохо, личностные качества этих людей могут быть выдающимися, у меня много друзей с такими же идеями и я не испытываю дискомфорта в общении с ними. Также я не говорю про национальное происхождение и географическое нахождение носителей данных взглядов, так как они встречаются и в России и в Беларуси и даже в той же Украине.Так уж получилось, что в период политического кризиса в Украине произошло так называемое "сезонное обострение" "ватной" идеологии. Ее особенность заключается в том, что она наиболее остро проявляется либо в период кризисного состояния общества либо в период политических конфликтов. В принципе, "Ватная" идеология непременно присутствует и в относительно спокойное время, но проследить взгляды и выявить ее носителей удается как раз в период конфликтов  и противоречий. В спокойное время субъект политики может открыто не демонстрировать свои политические пристрастия. Исходя из личных наблюдений и опыта общения с носителями данной идеологии, сформулирую тезисно основные императивы идеологии понятия "Ватник".


1. "Ватник" - это прирожденный консерватор с ярко выраженной, акцентированной и открытой формой проявления навязчивого "квасного патриотизма". "Квасной патриотизм" "Ватника"  является навязчивым и показательным. Сторонник данной идеологии всегда открыто демонстрирует свою позицию, которая идет в одном ключе с проводимой государственной идеологией. "Ватник" является ничем иным как проводником государственной идеологической машины, в своих заявлениях и выступлениях он показательно поддерживает действующую власть, причем неважно кто именно ей руководит.
2. "Квасной патриотизм" "Ватника" заключается не в любви к Родине и Отечеству как к таковым, а в потребительском отношении к истории и происходящим в стране процессам, где различные проявления или события он рассматривает как свое личное. "Да мы Вас, гансы, на ремни порезали!", "Мало мы вас, чичи, били на Кавказе..." и так далее. События, в которых носитель "ватной" идеологии не участвовал или гипотетически не мог участвовать, он рассматривает как свои собственные и охотно использует в аргументах и спорах на бытовом уровне. Например, часто доводилось видеть пьяных людей в день 9 мая, хотя они не имеют никакого отношения к празднику Победы. Да и выражения "А мы Вас побили" или "А мы Вам дали люлей тогда-то и тогда-то..." сформировано на обращении к историческим событиям, хотя сам "Ватник" к ним никакого отношения не имел.
3. Политические взгляды "Ватника" представляют собой классическую дихотомию. Белое и черное, север и юг, холодно и горячо. "Ватник" отличается высокой степенью нетерпимости к иной точке зрения. Причем своих оппонентов он склонен считать кровными врагами только за то, что его точка зрения не совпадает с его собеседником. Если классический Декартовский научный принцип, сформулированный в фразе "все подвергай сомнению", является необходимым атрибутом критического мышления, то "Ватник" абсолютно не способен к нему. Любую иную точку зрения он воспринимает как личную обиду и посягательство на свой внутренний мир. В связи с чем "Ватник" предельно обидчив, зол и беспощаден к своим оппонентам.
4. Идеологическая дихотомия находит свое отражение по отношению и к внешней политике. Запад, а именно США и Европу "Ватник" рассматривает как кровных врагов. Поскольку он априори неспособен к критическому мышлению  и анализу, "Ватник" причины и истоки происходящего видит исключительно в "Западном синдроме". Когда начинаешь дискутировать с ним относительно сути происходящего, обращаясь к фактам и истории, он нервно крутит головой и говорит: "мне неинтересно кто первым начал, во всем виновата "гейропа" и "янки"... Через призму Запада "Ватник" склонен объяснять  личные неудачи. Даже неприятный конфуз в постели он склонен связывать исключительно с Госдепартаментом и Еврокомиссией. Иногда представляется интересным такой вариант событий: а если не было бы Запада ,кого тогда считать "Ватнику" своим врагом? А ведь наличие врага для "Ватника" необходимо.
5. "Ватник" всегда прав. Если "Ватник" не прав, смотри пункт первый. Он воспринимает свою точку зрения, сформированную под воздействием государственной идеологии как единственно верную. Если Ваша позиция не совпадает со взглядами "Ватника", Вы для него враг. Причем идеология "Ватника" базируется на догматических стереотипах о том, какие хорошие "мы" и какие плохие "они". В связи с чем, "Ватника" отличает пренебрежительное отношение к другим нациям. "Жиды", "тупые янки", "гейропа", ""макаронники", "чурки", "даги", "укры" - далеко не самый полный лексикон "Ватника".
6. "Ватник" отличается высокой степенью конформизма к проводимой государственной идеологии. Как правило, он склонен восхвалять лидера своего государства. Причем не потому, что ему импонирует взгляды политического лидера, а потому что так делает большинство, а значит это правильно. Если человек воспринимает личность политического лидера по иному, значит для "Ватника" он неправильный, заблуждающийся человек.
7. "Ватники" являются идеальным инструментом для манипулирования и использования их в интересах государства. Политическому лидеру государства, в котором будет преобладающее количество носителей данной идеологии, всегда будет легко управлять данной страной. Как правило, для данных стран характерен авторитарный стиль управления.
8. "Ватник" и патриот не являются тождественными понятиями. "Ватник" любит не Родину в себе, а себя в Родине, мнимая связь с происходящими в стране событиями позволяет ему самореализоваться хотя бы в личностном плане. Патриот любит Родину всегда, "Ватник" только тогда, когда надо. Патриот любит Родину, "Ватник" любит государство.
9. "Ватник" в отличие от просто патриота, любит наглядно демонстрировать свою показную приверженность и лакейское отношение к политике государства. Скажут носить на праздники зеленые банты - будет носить. Будет необходимо ходить в противогазе - будет ходить. Почему? Потому что так правильно и нужно всеми силами подтвердить любовь к инициативам государства. А кто не подтвердил, тот "либераст", "опп" и далее по списку.
10. Наконец, "ватники" - это продукт массового коллективного бессознательного со стереотипной консервативной идеологией и стадным инстинктом. Поведенческая рефлексия определяется логикой поведения большинства носителей данной идеологии. "Ура-патриотизм" или "квасной" патриотизм выступают краеугольным основанием мировоззрения "Ватника".
P.S. "Ватник" не является хорошим или плохим. Это просто современное явление в политической культуре общества, что позволяет его определить как "HOMO-VATNICUS".

"Ватники", Постсоветская Россия, политология, Политика

Previous post Next post
Up