Инициации древних славян (попытка реконструкции) 2/2

Feb 01, 2010 11:44

© В.Г. Балушок Инициации древних славян (попытка реконструкции)// Этнографическое обозрение. 1993. № 4.
© В.Г. Балушок, 1993

Продолжение

После того как в многочисленных боях и разбойничьих походах члены "волчьих" союзов доказывали свою силу и мужество, они, по-видимому, проходили заключительные обряды инициации - возвращение в свою общину и посвящение в полноправные ее члены. Ритуалы реинкорпорации юношей-"волков" в общество осмысливались как их новое рождение уже в качестве людей. Это выражалось в смене имени, одежды, в ритуальной стрижке, т. е. в формах реального изменения облика, что является общей закономерностью всех переходных обрядов [86]. Этнографические материалы свидетельствуют об этом достаточно убедительно. Так, смена имени в ходе инициации характерна не только для первобытных народов, но и для славян и их соседей в историческое время. В частности, украинские, чешские, польские, а также западноевропейские цеховые ремесленники в период средневековья проходили особый обряд переименования, имитировавший церковное крещение новорожденного [87]. Обряд переименования совершался и у древнерусских дружинников, и у запорожских казаков [88]. В посвящении юношей в косарских общинах поляков принимал участие и "крестивший" инициируемого "ксендз" [89]. "Крещение" парубков и молодых косцов было распространено у словаков [90]. О новом рождении инициируемого свидетельствовало и надевание им новой рубахи (у поляков) и вообще новой одежды, соответствовавшей новому статусу посвящаемого в молодежных объединениях украинцев, болгар, словаков, поляков [91]. Пережиточные явления древних инициаций, сохранявшиеся среди русских, тоже включали надевание новой одежды [92].

Тексты легенд содержат указания именно на перерождение оборотней в людей. Так, часто орудиями превращения оборотня в человека выступают хомут и ухват. В этой операции участвует и мать оборотня [93]. Как известно, ухват, через который должен прыгать превращаемый, является чисто женским атрибутом, а хомут, сквозь который надо пролезть, чтобы стать человеком, выступал эквивалентом детородного органа [94]. При превращении волков-оборотней в людей с них снимают волчьи шкуры, развязывают "волчьи пояса" и затем одевают в новые человеческие одежды, в частности в рубаху [95].

Легенды рассказывают также, что оборотней при их перерождении в людей, как правило, били (палкой, бичом и др.), чтобы "разбить" волчьи шкуры. В инициации других индоевропейских народов, например осетин, входил ритуал перековывания и закаливания инициируемых [96]. С ним можно сопоставить широко распространенный среди восточных славян сказочный и легендарный сюжет о перековывании кузнецом старых людей на молодых [97], который, как отмечает В. Я. Пропп, связан с инициациями [98]. Все это дает основание предположить, что у древних славян на заключительном этапе инициации совершалось, возможно, ритуальное перековывание инициируемых кузнецом. А кузнец в мифологии, как известно, - демиургический персонаж, "наделенный сверхъестественной созидательной силой" [99].

Еще одним обрядовым действием, входившим в заключительный этап инициации, была, вероятно, ритуальная стрижка и бритье посвящаемого. Известно, что у древних германцев юноши на протяжении инициации не брились и не стриглись. И лишь после прохождения ими всех этапов инициации, при посвящении в полноправные члены общины производились ритуальные стрижка и бритье [100]. У западных славян инициации юношей еще в XIX в. включали стрижку и бритье. А в объединениях польских нищих и воров посвящаемые не брились и не стриглись на протяжении почти всей инициации и лишь в конце ее их брили и состригали длинные волосы [101]. Среди восточных славян в XIX - начале XX в. ритуальные постриги совершались зачастую 2 раза - на первом году жизни, а затем в 6-8 лет или даже при наступлении совершеннолетия юноши [102]. Возможно, это отражало древнюю традицию ритуального пострижения, проводившегося 2 раза на протяжении инициации. Ведь обрядовые постриги связаны с ритуальным перерождением, которое, как видим, происходило дважды в ходе инициации. Это относится и к символической роли коня, который перевозил инициируемого на "тот" свет и обратно. Можно предположить, что на заключительном этапе инициации" когда юноши умирали в качестве "волков" и возрождались как люди, имел также место ритуальный переезд на лошади из "того" света в мир людей.

В заключение отметим, что многие высказанные положения являются весьма гипотетичными. В связи с этим автор видит смысл статьи как раз в постановке вопросов, а не в их окончательном разрешении. Дальнейшие исследования данной проблемы позволят уточнить, дополнить, конкретизировать и исправить как общую картину древнеславянских инициаций, так и реконструкцию отдельных ритуалов и их компонентов.

Примечания:
[1] Обзор литературы по данному вопросу см.: Иванчик A. E. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию//Советская этнография (далее - СЭ). 1988. № 5. С. 40-41.
[2] CM.: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л„ 1986; Jakobson R., Szeftel M. The Vseslav Epos. Russian Epic Studies. Philadelphia, 1949. P. 68 f.; Ridley R. A. Wolf and Werewolf in Baltic and Slavic Tradition//The Journal of Indo-European Studies. 1976. V. 4. P. 321-331; Becker R. Die weibliche Initiation im ostslawischen Zaubermarchen. Ein Beitrag zur Funktion und Symbolik des weiblichen Aspektes im Marchen unter Besonderer Beruck sichtigung der Figur der Baba-Jaga. B., 1990.
[3] Женские инициации нами не рассматриваются. В силу своей специфики они представляют самостоятельный предмет исследования.
[4] Термин Р. Бекер, см.: Becker R. Ор. cit. S. 53 f.
[5] Еремина В. И. Ритуал и фольклор. Л„ 1991. С. 137.
[6] Jakobson R., Szeftel M. Ор. cit. P. 68-69.
[7] Ср. характерные названия оборотней, указывающие на ликантропию: укр. вовкулака, сербохорв. вукодлак, словен. volkodlak, болт. вълкодлак, пол. wilkotak, чеш. vilkodlak, старослав. влъкодлакъ. См.: Иванов В. В., Топоров Б. E. Волкодлак//Мифологический словарь (далее - МС). M., 1991. С. 128.
[8] Ridley R. А. Ор. cit.
[9] GennepA. van. Die Ubergangsriten. Frankfurt, 1986. S. 15, 21.
[10] Пропп В. Я. Указ. раб. С. 82- 87.
[11] Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю, Л., 1926. С. 129-130; Новицкий Я. П. Малорусские народные предания, поверья и рассказы. Александровск, 1907. С. 27; Народнi оповщання и казки (етнографiчнi матерiали), зiбранi Васильом Кравченком. Житомир, б. г. Т. II. С. 69-71; Про вовкулакив//Киевская старина. 1894. № 6. С. 544; Иванов П. В. Вовкулаки (Материалы для характеристики миросозерцания крестьян-малоруссов)//Юбилейный сборник в честь В, Ф. Миллера. M., 1900, С. 293, 296. Оборотни в легендах делятся на "врожденных", т. е. способных превращаться в волков и обратно по собственному желанию, и "деланных", которых превращают в волков другие люди. Нас в первую очередь интересуют вторые.
[12] Левинтон Г. А. Инициация и мифы//Мифы народов мира (далее - МНМ). М„ 1980. Т. 1. С. 544; Becker R. Ор. cit. S. 70.
[13] Becker R. Ор. cit. S. 114-140.
[14] Легенди та перекази. Упоряд. та прим. А. Л. Тоанiдi Киiв, 1985. С. 58, 59; Иванов П. В. Указ. раб. С. 294; Народиi оповiдання и казки. С. 71; Про вовкулакив. С. 544.
[15] Ср., например: Иванов В. В., Топоров В. Н. Баба-Яга//МС. С. 83.
[16] Тэрнер В. Символ и ритуал. M., 1983. С. 168 и сл.
[17] Пропп В. Я. Указ. раб. С. 219-242; Народные русские сказки. А. Н. Афанасьева: В 3 т./Изд. подгот. Л. Г. Бараг, Н. В. Новиков. M., 1984-1985. Т. 1-3. № 134, 135, 155, 562 идр; Народш оповiдання й казки. №129, 130 и др.
[18] Дикарев М. Збiрки сiльскоi молодi на Украiнi//Матерiали до украiнськоi етнологii, 1918. Т. XVIII. С, 189, 202; Рукописные фонды Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского АН Украины (далее - РФ ИИФЭ). Ф. 1-2 доп. Ед. хр. 302. Л. 8; Ед. хр. 270. Л. 2, 12; Боржковский В. "Парубоцтво", как особая группа в малорусском сельском обществе//Киевская старина. 1887. № 8. С. 709; Заглада Н. Побут селянськоi Дитини//Матерiали до етнологи. Т. 1. Ки1.в, 1929. С. 73-74; Хорватова Э. Традиционные юношеские союзы и инициационные обряды у западных славян//Славянский и балканский фольклор. М., 1989. С. 162-173; Воропай О. Звичаi. нашего народу. Етнографiчний нарис. Киiв, 1991. Т. 1. С. 447.
[19] Tokarska J., Wasilewski J. S., Zmystewska M. Smierc jako organizator kultury//Etnografia polska. 1982. Т. XXVI. Z. 1. S. 94-97; Балушок В. Г. Обряды и обычаи жизненного цикла украинских цеховых ремесленников (XVI - середина XVII в.)//СЭ. 1987. № 2. С. 46-49; Скальковский А. История Новой Сечи или последнего Коша запорожского. Одесса, 1846. Ч. 1. С. 320-321; Сокур А. Як казали ко-заки...//Наука i суспiльство. 1991. № 5. С. 29.
[20] Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка. СПб., 1893. Т. 1. Стлб. 1307.
[21] РФ ИИФЭ. Ф. 29-3. Ед. хр. 392; Заглада Н. Указ. раб. С. 73-74; Скальковский А. Указ. раб. С. 320-321; Сокур А. Указ. раб. С. 29; Tokarska J., Wasilewski J. S., Zmystowska M. Op. cit. S. 94-97.
[22] Пропп В. Я. Указ. раб. С. 103-105.
[23] Кузеля 3. Дитина в звичаях i вiруваннях украiнського народа//Матерiали до украiнсько-русь-коi етнологii. 1907. Т. IX. С. 68.
[24] Грушевський М. Постриження й иншi обряди, вiдправлюванi над дiтьми и пiдлiтками. Б. м, и г. С. 3-4; Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 331-332; Becker R. Op. cit. S. 31-32.
[25] Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 173.
[26] Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1. Т. 1. М., 1988. С. 83, а также прим. 143-145.
[27] Сокур А. Указ. раб. С. 29.
[28] Боржковский В. Указ. раб. С. 768.
[29] Сецинский Е. Материалы для истории цехов в Подолии//Труды Подольского церковного историко-археологического общества. Каменец-Подольский, 1904. Вып. X. С. 446.
[30] Балушок В. Г. Исцеление Ильи Муромца: древнерусский ритуал в былине//СЭ. 1991. №5. С. 24.
[31] Иванчик А. И. Указ. раб. С. 40.
[32] Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Кн. И. С. 492-495; Jakobson R., Szeftel M. Op. cit. P. 68.
[33] Гнатюк В. Останки передхристиянського релiгiйного свiтогляду наших пpeдкiв//Гнатюк В. Вибранi статтi про народну творчiсть. Нью-Йорк, 1981. С. 237.
[34] Хорватова. Э. Указ. раб. С. 130; Tokarska J., Wasilewski J. S., Zmyslowska M. Op. cit. S. 96.
[35] РФ ИИФЭ. Ф. 1-1 доп. Ед. xp. 30. Л. 1.
[36] Слово о полку Игореве//"Изборник". Сборник произведений Древней Руси (Библиотека всемирной литературы)/Составл. и общая ред. тома Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. M., 1969. С. 198.
[37] Иванов В. В., Топоров В. В. Волкодлак//МС. С. 127-118.
[38] ИванчикА. И. Указ. раб. С. 41; Worterbuch der deutschen Volkskunde. Begnindet von 0. A. Erich und R. Beitl. Stuttgart, 1974. S. 963.
[39] Воропай О. Указ. раб. С. 447; РФ ИИФЭ. Ф. 1-2 доп. Ед. xp. 302. Л. 8 об.
[40] Гнатюк В. Указ. раб. С. 237, 238; Иванов П. В. Указ. раб. С. 234; Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранные статьи. M., 1982. С. 404-405.
[41] Worterbuch der deutschen Volkskunde. S. 293.
[42] Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966. С. 343.
[43] См.: Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX в. M., 1984. С. 45-46; Забылин M. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880. С. 410-411, 420.
[44] Becker R. Op. cit. S. 16-18.
[45] Пропп В. Я. Указ. раб. С. 89-90.
[46] Былины/Составитель, автор предисловия и вводных текстов В. И. Калугин (Классическая библиотека "Современника"). M., 1986. С. 105-107.
[47] Ridley R. A. Op. cit. P. 324.
[48] Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1885. С. 59-60.
[49] Ridley R. A. Op. cit. P. 324.
[50] Иванов П. В. Указ. раб. С. 294; Новицкий Я. П. Указ. раб. С. 29; Про вовкулакив. С. 544; Ревякин П. Вовкулаки (невро-литвины)//0снова. 1861. № II-12. С. 135.
[51] Колева Т. А. Весенние девичьи обычаи у некоторых южнославянских народов//СЭ. 1974. № 5. С. 28.
[52] Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М„ 1990. С. 130.
[53] См.: ИванчикА. И. Указ. раб. С. 40-41.
[54] Грушевський М. Указ. раб. С. 1; Гринкова Н. П. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту//СЭ. 1936. № 2. С. 24; Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. Л., 1988. С. 52-98.
[55] Хорватова Э. Указ. раб. С. 162-173; Дикарев М. Указ. раб. С. 173-202; РФ ИИФЭ. Ф. 1-2 доп. Ед. xp. 302.
[56] См.: Балушок В. Г. Обряды и обычаи жизненного цикла украинских цеховых ремесленников. С. 44-49.
[57] См.: Карамзин Н. М. Указ. раб. С. 95, 99, 146, прим. 476, 510.
[58] О связи оборотничества с лиминальной фазой инициации см.: Еремина В. И. Указ. раб. С. 137.
[59] Иванчик А. И. Указ. раб. С. 40; Дьяконов И. М. Указ. раб. С. 124, а также прим. 10 на с. 215.
[60] Былины... С. 60-61; см. там же былины "Вольга", "Вольга и Микула". С. 90-97.
[61] Народнi оповiдання й казки. С. 69, 70; Новицкий Я. П. Указ. раб. С. 27; Гнатюк В. Указ. раб. С. 237: Про вовкулакив. С. 544; Иванов П. В. Указ, раб. С. 294; Kolberg О. Dziela wszystkie. Т. 31. Pokucie. Cz. III. Wroclaw; Poznan, 1963. S. 107-108.
[62] Цит. по: Ridley R. A. Op. cit. P. 325.
[63] Дикарев M. Указ. раб. С. 191, 192, 201, 237; Воропай О. Указ. раб. С. 30.
[64] Соцiальна боротьба в мiстi Львовi в XVI-XVIII ст.//Зборник документiв. Львiв, 1961. С. 16, 65, 401.
[65] Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю. С. 129-130; Про вовкулакив. С. 544; Иванов П. В. Указ. раб. С. 293-296; Исаевич С. Н. Еще рассказ о вовкулаках и чаровниках//Киевская старина. 1883. № 12. С. 700.
[66] См., например: Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. № 125, 129, 131, 136, 156, 159; Малорусские народные предания и рассказы. Свод М. Драгоманова. Киев, 1876. №6 и др.
[67] Ridley R. А. Op. cit. Р, 322.
[68] Дьяконов И. М. Указ. раб. Прим. 10 на с. 215.
[69] Сумцов Н. Ф. Досветки и посиделки. Киев, 1886. С. 12; Чернышев Н. Н. К вопросу о "парубоцтве", как особой общественной группе//Киевская старина. 1887. №11. С. 504-505.
[70] Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Указ. раб. С. 256-258, 493.
[71] Повесть Временных лет. М.; Л., 1950. Т. 1. С. 15.
[72] Былины... С. 61.
[73] Иванов П. В. Указ. раб. С. 295, 296.
[74] Забылин М. Указ. раб. С. 374.
[75] Ridley R. A. Op. cit. P. 326-330.
[76] Иванчик А. И. Указ. раб. С. 43.
[77] Иванов В. В., Топоров В. Н. Велес//МС. С. 120.
[78] Франко I. Людовi вiрування по Пiдгiрiю//Етнографiчний збiрник. Львiв, 1898. Т. V. С. 171.
[79] Воропай О. Указ. раб. С. 10.
[80] Ridley R. A. Op. cit. Р. 328-330.
[81] См.: Иванов В. В., Топоров В. Н. Велеc. С. 120; их же. Волх//МС. С. 129.
[82] Иванов В. В., Топоров В. Н. Иван Царевич//МС. С. 229; см. также: Пропп В. Я. Указ. раб. С. 276.
[83] Иванов В. В., Топоров В. Н. Волх. С. 129.
[84] Попович М. В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985. С. 93, 106.
[85] Иванов П. В. Указ. раб. С. 293-296; Легенди та перекази. С. 59-60. О связи оборотничества С "всеведением" и жреческой функцией см.: Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Указ. раб. С. 492-494.
[86] Еремина В. И. Указ. раб. С. 139, 140.
[87] Цехова книга бондарiв, стельмахiв, колодiiв, столярiв мiста Камьянця-Подiльського вiд 1601 до 1809 р. Киiв, 1932. С. 57, 59, 165; Worterbuch der deutschen Volkskunde. S. 326-327.
[88] Балушок В. Г. Исцеление Ильи Муромца. С. 22; Яворницький Д. I. Iсторiя запорозьких козакiв. Киiв, 1990. Т. 1. С. 147-148.
[89] Воропай О. Указ. раб. С. 447.
[90] Хорватова Э. Указ. раб. С. 163, 168.
[91] Воропай О. Указ. раб. С. 55; Заглада Н. Указ. раб. С. 74; Колева Т. А. Указ. раб. С. 82; Хорватова Э. Указ. раб. С. 172.
[92] Зеленин Д. К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских//Живая старина. 1911. Вып.2. С.238-245.
[93] Иванов П. В. Указ. раб. С. 295, 296; Гринченко Б. Д. Из уст народа. Чернигов, 1901. С. 175; Гнатюк В. Указ. раб. С. 237.
[94] См.: Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология//Материальная культура и мифология (Сб. МАЭ. Т. XXXVII). Л., 1981. С. 225.
[95] Про вовкулавив. С. 544; Гнатюк В. Указ. раб. С. 237; Иванов П. В. Указ. раб. С. 293-295.
[96] Иванчик А. И. Указ. раб. С. 41.
[97] См., например: Гiппiус В. Коваль Кузьма-Демьян у фольклорi//Етнографiчний вiсник. Киiв, 1929. К.н, 8. С. 24; Народные русские легенды А. Н. Афанасьева. Новосибирск, 1990. С. 165-170.
[98] Пропп. В. Я. Указ. раб. С. 97.
[99] Иванов В. В. Кузнец//МНМ. М., 1980. Т. 2. С. 21.
[100] Worterbuch der deutschen Volkskunde. S. 3.
[101] Хорватова Э. Указ. раб. С. 1.73; Tokarska J., Wasilewski J. S., Zmyslowska M. Op. cit. S. 96.
[102] Кузеля 3. Указ. раб. С. 106, 142; Дикарiв М. Чорноморскi народнi казки и анекдоти//Етнографiчний збiрник. Львiв, 1896. Т. II. С.

Текст можно прочитать здесь http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/eo.htm#93_4

символизм, история, Русь, славяне, архетипы, Балушок

Previous post Next post
Up