Хорошо в Мышкине, душевно. Медленно, величаво течет река Волга, плывут теплоходы, машин мало, дышится легко, после шумных суетливых городов непривычно спокойно и тихо, как раз то, что и надо. И люди тут душевные, мышкари и мышкарки. Именно так они себя и величают, а "мышкинцы" - это уже скорее официальный вариант. Город маленький (жителей всего около 6 тысяч), да удаленький (по количеству музеев на одного человека Мышкин, должно быть, скоро попадет в книгу рекордов Гиннесса, если уже не попал).
Добраться сюда с правого берега, который называют мышкинским Заволжьем, можно только на пароме, или в объезд через Угличскую ГЭС, а это порядка 75 км. Паром отправляется каждый час cо стороны Мышкина (в 10.00, в 11.00 ...) и через полчаса (в 10.30, 11.30 ...) возвращается с Заволжья обратно в Мышкин. Переправа бесплатная для людей и платная для автомобилей. А зимой на другой берег добраться можно по льду через Волгу, а для машин на льду делают укрепленную переправу - из ветвей, досок, которые для прочности поливают водой из брандспойтов. Но зимы-то сейчас стали непонятные, то оттепели, а то и совсем река не замерзает. Вот и решили на одну зиму оставить паром на переправе, а тут как назло мороз стукнул. Всякое бывает.
Переправа занимает всего несколько минут. Причаливаем.
Прошлое у Мышкина древнейшее, насчитывает более 5000 лет. Когда-то, в начале 2-го тысячелетия н.э. финское поселение, расположенное на мысе при впадении Студеного ручья в Волгу, было освоено славянскими поселенцами. Место оказалось удобным со всех точек зрения. А первое летописное упоминание о Мышкине приходится на 1148-1149 годы. Есть у города, как водится, и своя "Легенда о мышке". Случилась эта история 2 мая, по церковной традиции связанное с памятью о святых князьях-страстотерпцах Борисе и Глебе. Уснул как-то после охоты некий князь крепким сном, а к нему в это время змея подползла. Не сдобровать бы князю, да тут по его лицу пробежала мышка, разбудила князя и тем самым спасла ему жизнь.
Студеный ручей с живописными домиками.
Немудрено, что с мышками в этом городе многое связано. А как же иначе.
Какой хороший магазин!
Когда-то Мышкин вознамерилась посетить Екатерина II, и cпециально к её приезду на Никольской улице выложили булыжную мостовую. Царица не приехала, а мостовая до сих пор в целости и сохранности. Каждый камень заворачивали в мох, как в пеленку, поэтому и жива мостовая до сих пор.
В Мышкине любят праздники. Отпразднуют один праздник, а за ним, глядишь, уже и другой подоспел, так и переходят из одного праздника в следующий. Вот поэтому и улица всегда выглядит нарядно.
Летний Успенский собор (1805-1820). В отличие от зимнего Никольского собора службы тут ведутся только в летнее время. Грандиозное сооружение даже не только по мышкинским масштабам (вторая по высоте, если не ошибаюсь, колокольня в Ярославской губернии) и весьма смелая по тем временам архитектура - возводился по проекту итальянца И. Манфрини. На колокольню можно забраться.
Есть в Мышкине Дом Ремесел, а основал его удивительный человек, местный энтузиаст Василий Теркин (это его настоящая фамилия, не псевдоним). Захотел Василий Теркин кузнечному делу выучиться - выучился, да какие искусные цветы теперь из железа кует, да других своему ремеслу обучает. Захотел деревянную церковку построить - пожалуйста, построил, не будучи ни инженером, ни строителем, да такую, что и глаз не отвести. Так уж она понравилась итальянским туристам, что упросили они его и у себя на родине такую же построить. Построили вместе с товарищами за один сезон, стоит теперь такая же чудо-церковь в итальянском городке, радует жителей. А творит он по принципу, что если "в голове" поймет, как ту или иную "штуковину" сотворить, то уж руками ее, голубушку, обязательно сделает. Такой вот он человек, Василий Теркин.
А этот мужчина в кольчуге, наверное, его ученик. Уж так заботливо поливал обрызгивал он из баллончика кованые розы, как будто бы они и впрямь живые.
Площадь 60-летия Победы. В центре мемориала, который кстати создавался с участием жителей города, скульптура солдата-победителя, а
напротив него на гранитных плитах высечены письма не вернувшегося с фронта жителя деревни Мартыново, что неподалеку от Мышкина, Ивана Филипповича Орлова. Вот последнее письмо из-под Сталинграда:
«Дорогая моя семья, настал момент, пришло время окончательно распрощаться. Дорогая супруга, Мотя, по-моему, нам с тобой обижаться друг на друга не следует, так, как обиды с обеих сторон друг другу не было. Так же дорогие мои дети, вам, Вера, Нюра, Павлик, Коля и Витя от всей души желаю в дальнейшей молодой жизни здоровья и счастья. Супруга Мотя, дай тебе судьба терпенья и мужества довести свою семью до уровня лучшего. Прощай мой маленький малыш, прощай мой дом родной, береги ты мою семью, как берег меня». Долгую жизнь прожила Матрена Максимовна, жена солдата, 60 лет хранила она его письма. Она их не перечитывала, она их знала наизуcть до последнего слова.
Причаливают к пристани все новые теплоходы, сходят на берег туристы, любуются удивительным русским городом Мышкиным и плывут себе дальше. А Мышкин продолжает жить своей неторопливой, размеренной, тихой жизнью.
Удивительный Мышкин. Часть 1.