Скелеты идут из под кровати, со стен смотрят грозные тени, и вдруг мама не заберёт меня из сада, забудет, а что, если я умру, я никогда не смогу представить, что чудовищ в этой комнате нет. Не выключайте свет!
Помните?
Наши с вами страхи словно по наследству переданы нашим деткам.
Мы можем помочь им, вспомнив себя ребёнка, а можем и помешать, включая себя взрослого человека.
Текст, приведённый ниже, проанализирован мной на манер "каким рекомендациям следовать не стоит", если вы хотите оказать ребёнку поддержку. И так:
Как нельзя помочь ребёнку избавиться от страхов:
Детские страхи.
Вот что рекомендует Американская Медицинская Ассоциация в книге Домашний доктор для детей.
ПОМОГИТЕ ИМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ ВООБРАЖЕНИЕМ. Благодаря воображению дети видят чудовищ, прячущихся в темноте, или верят в то, что реально существующее животное или микроб внезапно накинется на них. Но они также могут прибегнуть к своему воображению, чтобы победить эти страхи. Пусть ребенок вообразит что-то, чего он боится, скажем, темную комнату или собаку, и затем представит себе, что он входит в эту комнату или подходит к собаке и не происходит ничего ужасного. Он должен повторить это мысленно несколько раз, до тех пор, пока страх не исчезнет. Такой метод может также успешно действовать и у старших детей, чьи страхи более реалистичны, например, посещение танцев, переход в другую школу или исполнение роли в школьной пьесе. Если ребенок в воображении проходит все ступени, - как бы проигрывает все ситуации, это придает ему уверенность, когда все начинает происходить на самом деле.
- Ребёнок не всегда осознаёт, что взрослые понимают под "воображением". Да и сами взрослые не понимают, о каком именно механизме, которым они призывают ребёнка воспользоваться. они ему рассказывают. Пятилетний ребёнок не в состоянии пока оценить чёткие границы между воображением и реальностью, а самое главное, как это контролировать. Этот процесс взятия под контроль собственный мир фантазий для ребёнка тоже самое, что для вас сейчас сесть управлять танком. Родители, советующие ребёнку воспользоваться своим воображением включают детонатор - до какой степени ребёнок, принимающий правила игры с подобными элементами аутотренинга, может дойти, неизвестно, поскольку детям свойственны зацикливания каких-то идей. Но понятно одно: ребёнок, всецело настроеный терапией на взрослое осознание, на визуализацию, будет попадать в тупик зацикливания на "белой обезьяне", про которую думать не стоит\или надо\не стоит\или надо...и круг замкнётся. обучая ребёнка бороться со страхами, предложите научиться НЕ воображать их, а не вмешивайтесь в воображаемый мир с новыми воображениями из ваших взрослых ассоциаций.
ДЕЛАЙТЕ ЭТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. После того, как ребенок попрактиковался в победе над своими худшими страхами в воображении, помогите ему сделать то же самое в реальной жизни, но очень постепенно. Создайте ситуацию, при которой ребенок чувствует себя уверенно, полностью контролируя происходящее. Если ребенок боится животных, например, пойдите с ним в магазин, где продаются животные, но сначала предложите ему посмотреть через стекло.
-Предлагается ребёнку, который боится скелета, пойти и откопать его на кладбище?
А давайте взрослые, вот мы с вами пойдём завтра и нарвёмся на собственные страхи - кто-то ляжет в больницу и прооперирует себе что-то, кто-то найдёт в парке маньяка и познакомится с ним, кто-то не закроет кваритиру,не выключит утюг, выбросит пароли. Но очень постепенно. :)
К дружбе со страхами можно подготовиться только тогда,когда они тебе уже не страшны.
ПРОЧИТАЙТЕ ОБ ЭТОМ. Ничего не может быть лучше для подавления страхов, как реальных, так и воображаемых, чем подробная информация. Если ребенок боится пауков или насекомых или физических явлений, например, он может прочитать о них в книге.
- Звучит как вредный совет, совершенно.
Ребёнок не может оживлять свои страхи, без риска фрустрированности. Настаивая на встречах со страхами, подталкивая ребёнка к ним, можно лишь укоренить в нём неуверенность в собственных силах - ребёнок не принявший решения о встречах со страхами, найдёт себе новые - о старых он уже всегда может прочитать вот в этой стопке книжек, которые заботливо разложены у него в комнате :)
УСПОКОЙТЕ РЕБЕНКА. Детям нужно объяснить, что у них нет оснований бояться того, что наводит на них страх, например, относительно болезни или смерти: Что случится, если я потеряю свою маму? Что, если у меня появится СПИД?. Когда ребенок выражает такие страхи, вы можете ему ответить объяснением, насколько мала вероятность такого события. Кроме того, полезно убедить ребенка, что это ваша забота беспокоиться о таких вещах, а не его.
Ну да, нет оснований? Если мы собираемся растить ребёнка в теплице и идеальном мире, где ему не нужно будет принимать собственных решений - тогда конечно, нет оснований. Взор ребёнка в определённом возрасте нужно поворачивать ближе к реальности нашего мира. И сообщать совершенно другие успокаивающие вещи: что лекарство от СПИДА есть, что можно вылечиться, а чтобы не заболеть им, нужно быть очень осторожными, что у мамы есть мобильный телефон, и если ты его запомнишь, то обязательно найдёшься, давать ребёнку знания о реальных возможностях, погружая его в социум, в котором ему жить. Убеждать ребёнка, что всё вокруг мамина и папина забота можно вплоть до его совершеннолетия, а можно постепенно давать ребёнку наводки на принятие собственных умозаключений и решений. Ему выбирать, в какой класс идти, ему решать, с кем дружить, ему определять большой круг собственных интересов. И опять же, реальность в том, что ему в последствии принимать решения о заботе о собственных стариках. Напротив, расскажите ребёнку, как принято в нашем обществе - сначала старый заботится о малом, а потом наоборот, сейчас я помогаю тебе, а когда я состарюсь, ты будешь помогать мне, расскажите ему, что забота взаимна. Глядишь, и старость проведёте не в доме пристарелых :)
ВООРУЖИТЕ РЕБЕНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ФОНАРИКОМ. Когда приходит время ложиться спать, ужасные ночные чудовища якобы появляются, чтобы наводить страх на маленьких беззащитных детей в их кроватях. Поэтому надо, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя беззащитным - дайте ему его собственный электрический фонарик, который символизирует контроль. Даже если ребенок им не воспользуется, он знает, что фонарик находится рядом и его можно включить в любое время.
-А почему бы не вооружить ребёнка пищалью с серебряными пулями, бластером,ножом, в конце концов?
Предложили визуализировать собаку, почему бы не предложить и включить воображаемое оружие?
В темноте страшно не отсутствие света! Ребёнок с фонариком будет циклиться на страхе того, что вдруг фонариком нужно будет всё-таки воспользоваться. А ещё страшнее - включить фонарик и обнаружить в лучах его света именно то, что больше всего пугает.
БОРИТЕСЬ С ЧУДОВИЩАМИ, ПРИБЕГАЯ К НЕКОТОРОМУ ВОЛШЕБСТВУ. Иногда помогает, когда вы можете придать ребенку особую силу. Чтобы подбодрить ребенка вы можете использовать баллон спрэя, содержащий безвредное вещество вроде воды, как бы не допуская к ребенку воображаемых чудовищ. Рассуждая логически, этого не следует делать, потому что если вы готовитесь изгонять чудовище - это означает, что, по вашему мнению, оно реально существует. Но все-таки этот прием действует, потому что ребенок считает своих родителей всемогущими и воспринимает спрэй, как мощное оружие.
Рассуждая логически, ребёнок просто должен в этом случаи убедиться, что его родители - экзорцисты. Если ваша семья - верующие люди, огласка ваших еженощных охот на ведьм на семье врядли отразится позитивно :)
Родители, в понимании ребёнка, обладают такой мощной волшебной силой, что в ваших силах убедить его, что в вашем доме просто не может существовать никаких чудовищ, так что "святая вода" и другое нагромождение иллюзий, особенно такое двоякое,где взрослому необходимо держать контроль над реальностью, вам ни к чему.
ПРИВЛЕКИТЕ НА ПОМОЩЬ ПЛЮШЕВОГО МЕДВЕДЯ. Попросите ребенка выбрать игрушку, которая ему нравится, и назначить своим защитником. Это тоже даст ребенку ощущение контроля над вещами, которых он боится.
Предложите ребёнку комфорт с рождения и покой в семье. Любовь, заботу, настоящую защиту, понимание, душевное равновесие, и, скорее всего, никакой медвед вам не потребуется в помощь.
КОНТРОЛИРУЙТЕ, ЧТО СМОТРИТ ВАШ РЕБЕНОК ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ. По телевидению сейчас показывают много пугающего, и вам не следует соглашаться с тем, чтобы испуганный ребенок смотрел передачи, в которых показывают кровопролитие, запугивание и насилие.
- Да, безусловно, контролируйте, а лучше исключите из его обихода телевизор вовсе. Но тогда уберите все волшебные сказки, истории, с участием дуальных героев, где добро побеждает зло. Ребёнок, чья фантазия работает на убой, найдёт., чего побояться. Вспомните замечательный мультик про котёнка Гава. Как там щенок и котёнок залезали на чердак "бояться". Здоровый ребёнок ищет свою дозу адреналина - натурального наркотика человечества. А позже он прыгает с парашютом, катается на скейт - и сноуборде, ныряет со скалы.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ УПРАЖНЕНИЯМИ НА РАССЛАБЛЕНИЕ. Глубокое дыхание и мысленное воображение какого-нибудь тихого спокойного места может помочь вашему ребенку расслабиться и испытывать меньше страха. Дети используют эти методы лучше, чем взрослые - пусть ваш ребенок представит, что он плывет на облаке или лежит на морском берегу, что-нибудь спокойное и доставляющее удовольствие.
-Многие дети, которым это предлагали, отвечали "а я не умею такое представить". Это чисто взрослое желание - сделать фантазию управляемой и осознанной, ребёнку до определённого возраста оно не знакомо. Мы становимся взрослыми именно благодаря тому, что разделяем, в конечном итоге, мир фантазии подсознания и сознания с реальным миром.
УСТАНОВИТЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. Часто чудовища, которых боятся дети - это они сами. Ночные страхи особенно символичны и показывают то, что происходит в жизни детей. Если поведение детей не поддается контролю днем, они могут подумать, что им нужна защита от чудовищ ночью. Им нужна лучше организованная жизнь и больше дисциплины, под которой подразумевается защита от собственной агрессивности. Если им разрешается бить своих родителей или не соглашаться с их мнением - а ведь они считают, что родители всемогущи - вполне вероятно, что они будут испытывать ночные страхи. Контролируя поведение своих детей, вы можете помочь им успокоить эти страхи.
Жаль, что автор не пишет, какие именно ограничения имеются в виду , и почему-то не предлагает примеры организации пространства для детской агрессии. Это, по-моему не у ребёнка, который бьёт родителей, ночные страхи, а уже у его родителей.
РАССКАЗЫВАЙТЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРНИЕ ИСТОРИИ ПЕРЕД СНОМ. Поскольку дети боятся главным образом вещей, которых они не могут контролировать, рассказывайте им вечерние истории о героях, которые добились побед в трудной борьбе или преодолели свои страхи, о том, как кто-то справился с вещами, которых он боялся и сумел добиться того, о чем он даже не мечтал.
Если Ваш ребенок боится, рекомендуется оставлять ребенку на ночь ночник. При этом надо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого с ним никогда не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, более слабому, на помощь. И реально поможете! А страдания трусишки надо по-возможности облегчать - если чего-то боится, то постараться избегать этих ситуаций. Из игр они предлагают, например, такую. Попросить ребенка нарисовать то, чего он боится (ненавязчиво, в игре), а потом постараться найти в изображении что-то карикатурное, смешное и посмеяться вместе над ним, а не над ребенком. Можно разыграть сценки с детскими страхами с куклами, так чтобы становилось в конце понятно, что бояться-то было нечего (но кукле, а не ребенку).
"А страдания трусишки надо по-возможности облегчать - если чего-то боится, то постараться избегать этих ситуаций."
- Совершенно не логичная концовка - наверху предлагали пережить страхи наяву, а теперь предлагают в ситуации не попадать. Рассказы о героях усугубляют чувство вины и неполноценности - герой крутой. а я - нет... С терапией рисунками совершенно иная картина - самый гениальный образ этого вида терапии отлично показан в мультике "Лило и Стич" - родители, рекомендую! Там девочка злого монстра на картинке изображала наполовину плохим, а наполовину добрым и в зависимости от того, какие поступки он совершал, она уменьшала или увеличивала уровень "добра" или "зла" на теле монстра, заполняя его красненьким - злом и синеньким - добром.Точно так же - монстр рисуется на двух рисунках - на одном он добрый, а на другом злой. И постепенно злому пририсовываются все черты хорошего и так же следует словестное описание "передачи добра".
Помощь ребёнку может оказать родитель, который понимает причину детского страха, а самое главное, сам не боится этой причины.
*ошибка в названии допущена сознательно, так как имеется ввиду прямая речь, записаная ребёнком