Куда ползём?

Sep 19, 2009 23:11

Все знают о том, что у ребёнка есть заложенный природой механизм, который позволяет ему сразу после рождения найти грудь матери и начать сосать. Если здорового новорожденного после естественных родов выложить на живот лежащей матери, то в течении 10-40 минут он способен доползти до материнской груди и найти сосок, обхватить его губами и начать сосать.
Современная практика родовспоможения редко даёт женщине и ребёнку время для того, чтобы помочь ребёнку совершить этот свой первый акт жизнедеятельности. Для многих современных матерей может выглядеть странным, как беззащитный и слабый человечек вынужден стараться и пыхтеть, ища грудь, когда проще поднести его на всё готовое, в роддомах поточность не даёт женщине расслабиться в родзале, в домашних родах редко присутствует неонатолог, который знает, почему это действительно важно, ребёнка чаще прикладывают к груди, чем дают ему найти грудь. Кроме того, что этот акт обеспечивает матери возможность проникнуться своим новым состоянием, он включает инстинкты, которые в дальнейшем помогут ей освоить свою новую роль, в нём есть необходимая функция стимулирования безусловных рефлексов новорожденных, которые обеспечивают ребёнку множество функций в работе его организма.
Я хочу рассказать о том, как это работает:

Деятельность нервной системы в основе своей - рефлекторная.
Под рефлексом понимают ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма.
Рефлексы новорожденного прежде всего призваны обеспечивать ему возможность сразу начать активную жизнедеятельность. Врожденные (безусловные) рефлексы, особенно в период новорожденности, носят характер автоматизмов, преимущественно в виде пищевых, защитных и позотонических реакций, с помощью которых ребёнок может сразу обеспечить себе еду, возможность защититься от многих внешних факторов (яркого света, прикосновения агрессивной среды) и двигательную активность.
Часть рефлексов новорожденных исчезает к первому полугодию жизни, уступая место новым рефлексам, которые будут регулировать остальные функции.


Рефлексы новорожденных - это замкнутая редуктивная система. Отсутствие одного рефлекса может указывать на травму спинного ствола или спинного мозга, что будет приводить к отсутствию другого рефлекса, таким образом, взаимозависимость рефлекторных цепочек регулирует систему жизнедеятельности. Рефлексы новорожденных ответственны за наличие в будущим других рефлексов и регуляцию мышечного тонуса ребёнка. Важнейшие этапы развития ребенка - способность поднимать голову, стоять, ходить - тесно связаны с совершенствованием регуляции мышечного тонуса, адекватным перераспределением его в зависимости от положения тела в пространстве. Например, рефлекс опоры автоматической походки у новорожденного будет ответственен за туловищную выпрямляющую реакцию после угнетения этого рефлекса. Его наличие обуславливает другая цепь спинальных двигательных автоматизмов.
При осмотре новорожденного, отсутствие одного рефлекса будет свидетельствовать о том, что могут отсутствуют и другие рефлексы.

Какие рефлексы обеспечивают возможность приползти к груди и нащупать сосок:

При упоминании рефлексов, которые дают ребёнку возможность ползти к груди, встречаются рефлексы автоматической походки (шаговый рефлекс) и рефлекс Бауэра и спонтанного ползания:
"Dr. Jack Newman, a pediatrician from Toronto, Ontario, Canada, describes two similar reflexes which may be involved in the baby’s movement towards the breast. One is the "Stepping Reflex," which is most often demonstrated by holding the baby under his arms with his feet touching a firm surface. The baby will alternately move each leg, bending his knees as though walking. This reflex disappears at around three months. The other is Bauer’s reflex: when the baby is lying face down, pressure applied to the soles of his feet will cause him to make crawling movements." http://www.llli.org/llleaderweb/LV/LVDecJan03p123.html

Неправильно трактовать это, как то, что эти два рефлекса сами по-себе обеспечивают возможность новорожденного ползать.
Наличие этих обоих рефлексов подтверждают наличие остальных, так как в своей замкнутой системе они все взаимосвязаны.
Взаимозависимость рефлексов обусловлена тем, что на разных участках нервной системы им обеспечивают функциональность центры продолговатого мозга и центры среднего мозга, в зависимости от возраста. Рефлекс автоматической походки и рефлекс Бауэра и спонтанного ползания - оба обеспечиваются сегментами мозгового ствола и спинного мозга, оба представляют собой запрограммированные двигательные акты, контролируемые спинным мозгом.
Эффект того, что ребёнок проявляет двигательную активность, подползая к груди, достигается цепью спинальных двигательных автоматизмов:
Защитный рефлекс
Рефлекс опоры и автоматическая походка
Рефлекс ползанья (Бауэра) спонтанное ползанье
Хватательный рефлекс
Рефлекс Галанта
Рефлекс Переза
Рефлекс Моро

Возможность сосания груди обусловлены рефлексами, которые называются оральными сегментарными автоматизмами:
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)
Хоботковый рефлекс
Поисковый рефлекс (Куссмауля)
Сосательный рефлекс

Так для чего же можно отпускать крошечного человечка в такой нелёгкий путь?

Рефлексы новорожденных - это маркеры состояния ребёнка после родов. По их наличию или отсутствию диагностируется влияние родового процесса на ребёнка и каждой отсутствующей цепочки рефлексов соответствует определённая травма в родах.
Рефлекс спонтанного ползания, с учётом разной степени зрелости нервной системы каждого ребёнка, обычно угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга.
Активизация рефлекторных цепочек может быть недостаточной из-за отсутствия надлежащей стимуляции извне, так как рефлекс - это реакция на раздражение. Чтобы достоверное оценить состояние ребёнка в целом, достаточно увидеть наличие одной рефлекторной цепочки. В современной практике в родильных отделениях стало обычным делом судить по двум, трём автоматизмам, которые "на глаз" видны у ребёнка сразу в момент рождения, о состоянии остальных автоматизмов, по скольку, как уже было сказано, эта цепочка замкнута на себе. В отсутствии индивидуального подхода, можно быстро оценить неврологический статус ребёнка по четырём признакам: открывание глаз, дыхание, общая двигательная активность, крик, и отправить его дальше включать свои рефлексы, т.к. нормой для их активизации в современной неонатологической практикой принято считать до 3-4 суток. Дальнейшей оценкой статуса ребёнка, у которого подозреваются неврологические повреждения, занимается невролог. Для большинства здоровых детей будет характерным иметь такие признаки наличия скоординированной системы, которая не требует ежеминутной стимуляции, или же по отсутствию этих же автоматизмов будет ясно, что ребёнок получил родовую травму, или рождён с патологией. Но это зависит от степени зрелости нервной системы - не каждый ребёнок одинаково показательно демонстрирует свои рефлексы, поэтому неонатолог, который не видел полноценной картины активизации автоматизмов при помощи естественной стимуляции, может пропустить важные моменты в оценке состояние новорожденного и упустить возможность простимулировать рефлексы.
Выкладывание ребёнка на грудь матери - это активизация безусловных рефлексов, которая даёт масштабную картину о состоянии ребёнка. Этот самый первый контакт с матерью и изучение поведения ребёнка в эти моменты может рассказать больше, чем обычный неврологический осмотр, а для ребёнка стать отличным стартом в жизнь.
Выкладывая ребёнка таким образом, специалист может иметь возможность наблюдать всю степень характерных травм, или же, наоборот, дать ребёнку возможность включить свои рефлексы и дать им стимулирующий толчок. Каждый здоровый новорожденный может совершить этот рывок, дать этот спринтерский старт, это норма функционирования его организма, это его биологическая программа.
Практика выкладывания новорожденного на живот (обычно ближе к груди) для активизации рефлексов, которые подтолкнут новорожденного найти грудь - это не безусловная концепция практики родовспоможения, это прежде всего оценка его готовности взять грудь. Многие новорожденные начинают движение в сторону груди и этому просто не препятствуют, многим матерям в конце предлагают помочь новорожденному взять грудь.
В чём плюсы:
В практике такой активизации автоматизмов новорожденных фиксируются случаи более быстрой адаптации младенцев к внешней среде и закрепление навыков, необходимых для совершенствования психосоматических функциональных параметров жизнедеятельности,за счёт гармоничного включения сенсорно-перцептивных способностей:
Раннее и активное сосание груди.
Высокая степень двигательной активности и зрелости физиологических функций.
Более слаженный механизм регулирования остальных рефлексов.
Скоординированная работа нервной системы с положительной динамикой.
Меньшее число отказов от груди, более гармоничная стимуляция выработки молозива и прихода молока с отсутствием проблем с трещинами сосков и гиполактией.
Большая привязанность матери к ребёнку в результате стимулирования её инстинктивной ответственности за ребёнка и осознавания его потребностей за счёт реализации так называемого импринтинга - запечатлевания необходимых базовых понятий о ребёнке у матери и у матери о её новорожденном, который формирует их отношения для тесной психо-эмоциональноя связи, называемой "бондинг".
Автор: Александра К.dumaidumai

Авторский метод, Роды, Неонатология, Наблюдение за младенцами, Грудное вскармливание

Previous post Next post
Up