Думаю, вы уже привыкли, что я то и дело перескакиваю с одной своей рукописи на другую. Хотела обратиться к помощи зала по поводу романа-в-работе. :)
Я начала сводить в нём одни детали с другими и не уверена, к какому году отнести события. То есть теоретически это девяностые, но вот конкретней - затрудняюсь и боюсь, что слегка намешано... Историк из меня никакущий по определению.
Что здесь имеется. Время действия - примерно год от весны до весны. Возможно, не стоит и вовсе заморачиваться, никто не требует точной истории и географии, но хотя бы для себя я хотела понять.
1. Что-то так получилось, что никаких крупных событий в стране вроде путча или громких президетских выборов на мой год не выпадает (или не волнует старшеклассников). Так что это, наверное, не 1991 и не 1996. Или придётся их хоть каким-то боком вставлять :).
2. Персонажи переходят в 11 класс, а со мной это было в 1993-1994 году, так что, наверное, чисто по-человечески какие-то такие годы или чуть позже и держала в голове, когда писала.
3. Школа реформируется в лицей. И думаю, что это должен быть все-таки один из первых лицеев, а не какая-то черепашка. Вроде бы наш стал таковым в 1991 году. Ну, если это помеха, вместо превращения в лицей я могу ввести какую-то крутую реформу уже внутри лицея, почему нет. Но так или иначе, это какое-то преобразование, когда народ сильно возмущается "переходом к рыночным отношениям в школе" и для кого-то это вообще дикость. Хотя, в принципе, когда я работала в школе с экспериментальной площадкой в 1999/2000 году, там были поборы с родителей, причём маленькие, и это тоже вызывало дискуссии и называлось обдираловкой...
4. Мобильников у нормальных людей нет. Они лишь отдалённо знают, что такое есть. У самых богачей, и то далеко не у всех. У человека из пункта 5 мобильника нет.
5. У одного учителя :))))), который женат на дочке богача, есть лэптоп. И мотоцикл-байк (в смысле, не этот советский драндулет с коляской).
При этом же имеется востребованный программист (парень 21 год), который на эти лэптопы только облизывается, у него только стационарный комп. На груди он носит дискетку. Думаю, что маленькую )))
Если лэптоп учителя в картину не впишется, могу заменить его какой-нибудь другой модняцко-деловой деталью.
5а. +ой, да, ещё: у меня потом школьник, сын человека из пункта 6, выпрашивает себе домой комп... на нём в том числе можно играть в стрелялки и обучаться автомобильному вождению... это, наверное, слишком? Или нет?
У других персонажей (кроме программиста) дома компьютеров нет.
6. Имеется рабочий, который работает на заводе (завод пашет в три смены), и он не бедствует и не собирается бедствовать. Если в девяностые годы такое происходит, похоже, это ММК?... Как там у нас было на заводах, были работающие с незамороженной зарплатой?
7. Вообще, у меня там никто с голодухи не помирает. Кроме одного, у которого родители алкаши. Этот мальчик торгует на рынке всякой всячиной и тем, что сошьёт. "Крышевать" его есть кому, пожалуй, хотя я в это не вдаюсь. Да, и всё-таки это достаточно смутное время, когда осторожный главарь шайки подростков может разгуливать и не загреметь в колонию.
8. Этого сына алкашей притесняют жэковские службы (в моём варианте - заваривают трубы водоснабжения конкретно их квартире за долги). При этом ему удаётся избежать внимания соцслужб и ни в какой детдом его не забирают.
9. За серьёзную операцию в больнице берут деньги.
10. Ну это мне вряд ли кто прокомментирует - на книжной ярмарке уже продаются книги по гомеопатии...
----------------
Что меня, пожалуй, смущает саму после прочтения хроник девяностых - это то, что нигде у меня не выпячивается экономический кризис. То есть люди могут быть не в состоянии платить школьные поборы, но, повторю, еды хватает всем, безработные толпами не ходят на демонстрации пособия выбивать. У педагогов есть зарплата. В педагогическом размере, конечно, но тем не менее :). А то я начала читать википедию - там написано, что люди с голоду умирали. Дело в том, что в моём окружении в эти самые девяностые людей, конечно, слегка штормило, но это были рядовые шторма. Один в семье временно безработный - другой зарабатывает нужный минимум. Ну, приторговывали, брались за странные дела, научные сотрудники шли с распродажными лотками, но как-то всё это не особо трагично было. Все так жили, экономили в рабочем порядке, я это воспринимала как данность. И вообще для меня девяностые - это время, когда можно было достать удивительные книги на газетной бумаге, и когда никто не мешал выбирать дороги. Ела я в 1994 году рис, хлеб и манку. Бумаги хватало, ленты для печатных машинок продавались, одежда была. Гонорары лично мне тоже платили - в смысле, у меня было несколько публикаций, и за них потом платили. Ну может, через месяц или два - но ведь это и сегодня в целом нормально.
Ха, а в 1999 году "методические деньги" в школе (предназначенные для покупки методических пособий) нам выдавали простынями и наволочками. Народ ухохатывался, конечно.
Правда, один знакомый, квалифицированный рабочий, кончил жизнь самоубийством :(, ссылаясь в том числе и на кризис. Но в таких случаях не внешний кризис всему голова, а что-то внутри. Всё у него было для жизни.
Буду благодарна за советы по теме. Что когда было и вяжется ли это с моими событиями, и какой год мне назначить :)