Что такое трайбл?

Jan 25, 2011 16:07

Всем привет :)
в связи с тем, что вот-вот начнутся занятия в моей трайбл-студии Balinese, выкладываю статью о том, что же это такое - трайбл.

Прежде чем читать дальше - взгляните на эти фото.





Какие ассоциации у вас появляются?
Что вы чувствуете, глядя на них?
О чем это для вас?
А теперь можно читать :)

Трайбл - это сравнительно новое направление танца, которое, тем не менее, часто воспринимается зрителями как «древний», «аутентичный», «народный, только не понятно, какому народу принадлежащий».

Что лично меня вдохновляет и привлекает в трайбле - это не только его внешняя красота, но и наличие некой «идеологии», на которой построен этот стиль. Этот танец развивался в очень интересное время, в интересном культурном контексте: американское смешение культур и интерес ко всему «восточному» плюс активное развитие «женского» движения (феминистского и языческого), вбирая в себя «атмосферу» того хипповского времени.

Это отразилось и в названии: «Трайбл» означает «племенной», и танцовщицы говорят так: «Мы все принадлежим к единому племени Женщин Земли».

Все началось в Америке, в 60-70-е годы, когда танцовщицам классического и шоу-беллиданса стало тесновато в рамках жанра. Да и общественное мнение в то время (как и у нас, впрочем, сейчас) танец живота воспринимало, мягко говоря, неоднозначно. С одной стороны, красиво - с другой, зачастую, отношение к танцовщицам часто - как к исполнительницам стриптиза (т.е вожделение, смешанное с пренебрежением). Были и другие причины, о которых я упомяну чуть позже.
Итак, «матриархами» стиля трайбл стали Маша Арчер, Джамиля Салимпур и впоследствии - Каролина Нериккьо. Первые разрабатывали базу стиля, соединяя танец живота с фламенко, индийскими и прочими этническими женскими танцами, а Каролина - Мать Клана Fat Chance BellyDance - свела из наработки в единую систему базовго стиля трайбла - ATS, American Tribal Style. АТС построен на групповой импровизации: одна танцовщица ведет в танце, подавая незаметные для зрителя сигналы другим танцовщицам. В результате все танцующие «знают», как танцевать дальше. Это выглядит завораживающе - и какой же кайф это танцевать! Возникает ощущение потрясающего единения, словно мы все говорим на одном языке, понимаем друг друга без слов… И в самом деле, АТС-ить могут танцовщицы из любых стран, впервые увидевшие друг друга.

Западная культура («спасибо» Голливуду и «первооткрывателям» Египта и Северной Африки начала 20 в.) очень сильно извратила изначальный смысл и форму женских танцев Востока. Изначально предназначенный для женского круга, западному зрителю ранние голливудские фильмы представили «танец живота» как «танец наложниц»: якобы, султан собирает свой гарем, и дамы соревнуются в танце - кто кого переплюнет и круче соблазнит своего повелителя. Постепенно внушая именно такой стереотип, танец живота, увы, в настоящее время свели до уровня некачественного стриптиза - уже нередко можно встретить танцовщиц без юбки… Ну и редкий концерт восточных танцев обходится без «султана». То есть, женщинам постепенно внушили, что танец живота - это танец «продажи себя»: нужно быть максимально зазывной, соблазнительной, ориентируясь только на вкус зрителя.

Термин «танец живота» беру в кавычки, поскольку термин «женские танцы» придумала только что - и он нуждается в пояснениях. Практически у любого народа есть особые танцы. Которые танцуют женщины для женщин в женском кругу. Понятно, что здесь они друг друга не соблазняют и не соревнуются - как и другие ритуалы «женского круга», танцы призваны объединить и усилить всех вовлеченных в него сестер. И неслучайны здесь движения бедер и живота - ведь это и набор женской энергии, и подготовка к материнству…
И очень многие стили восточного танца включают символическое изображение и повседневных хозяйственных действий (например, в халиджи женщины часто изображают просушку волос или стирку…)

Что касается «танца для мужчины» - безусловно, они существовали с незапамятных времен. Но только танцевались они тогда, когда мужчина и женщина уже выбрали друг друга - как способ стать еще ближе, еще желаннее, еще сильнее разжечь огонь страсти… Об этом в свое время прекрасно написала xenia_mikhailov: «Откуда западному человеку понять, что происходит в мире в ту секунду, когда женщина, всю жизнь танцующая с другими женщинами, входит в полутемную и прохладную комнату и встречает великодушный взгляд единственного на свете зрителя, для которого она пляшет?»

Однако я сейчас не буду ударяться в исторические причины того, почему же танец живота так «обголливудили» и опошлили.
Вернемся к трайблу.
Итак, в новорожденном трайбле многое создавалось «от противного» - то есть, исходя из того, что не нравилось танцовщицам в танце живота.

На выходе получилось:
Подчеркнутое отсутствие конкуренции
Отсутствие установки на соблазнение
Принятие «женственности» в ее разнообразии

А теперь подробнее
Ни в одной стране мира (кроме стран СНГ, что показательно - и мы к этому еще вернемся) не проводится конкурсов по трайблу, только фестивали. Основной принцип - «Мы все разные и по-своему прекрасны». Это танец, который танцуют женщины для женщин, и которым незачем соревноваться друг с другом (и нет султана, который выбрал бы самую-самую). Ценен сам процесс танцевания, и результат - чувство единения и кайфа (а не унесенный в клюве приз).
Ну, а кто имел «щастье» быть в бэллидансовой тусовке - те знают, какие там склоки и интриги… Особенно когда дело доходит до раздачи призов и титулов.
Принцип же неконкурентности в трайбле заложен изначально, благодаря самой структуре танца - танцевать АТС может любой коллектив, и быть ведущей в этом танце может быть любая из его участниц.
Так вот, поскольку «вести» в импровизации может любая, и смена ведущих происходит постоянно, совершенно нет смысла в склоках внутри коллектива - «кто будет танцевать в первом ряду?!». Между коллективами собачиться тоже особо не имеет смысла - если мы все можем танцевать вместе!

Кстати, это принцип отражается и в том, что коллективы танцовщиц называются Кланами (например, мой клан Balinese- сестринский Клану Джа Сурья). Главную (основательницу, преподавателя) называют Мать Клана, а участницы коллектива - Сестры по Клану.

Теперь идем дальше.
Трайбл прекрасен тем, что танцевать его могут девушки, женщины и дамы любой комплекции и возраста, с любым «типажом» внешности - от «трепетных русалок» до «Палеолетических Венер».
Опять же, сравните с бэллидансом - недавно на одном из форумов разгорелась нешуточная дискуссия на тему, могут ли худенькие танцевать танец живота (и насколько полненькими допустимо быть). Мне вообще очень сложно выдерживать, когда пытаются втиснуть женское тело в некий стандарт и объявляют приемлемый только один вариант внешности. Поэтому в трайбле мне гораздо комфортнее.

Следующий момент, относительно женственности в трайбле.
Это очень вкусно :)
Какие танцы и танцовщицы в бэллидансе?
Легкие, воздушные, вуалью - порх-порх, ресницами шлеп-шлеп, ножкой так, арабесочку с прыжком… Не женщина - Фея! Отражение мечты о Прекрасной Даме (ну и дальше про фиалки)
В трайбле с Феями не очень сложилось. Больше как-то с Женщинами. Иногда со Жрицами, иногда даже - с Ведьмами.
Потому как не может реальная женщина все время порхать в облаках - теряется связь с Землей. А без нее нельзя ни Дом любовью наполнять, ни детей вынашивать-рождать, ни Мужчину своего поддерживать. Трайбл для меня - это танец очень Земной (а иногда - огненный). Много трясок, уверенных шагов, широкие юбки и шаровары, подчеркнуто тяжелые бедра…

Когда я смотрю на танцовщиц АТС, сразу вспоминаю слова Клариссы Пинколы Эстес о том, что «Женщина должна быть круглой, как сама Земля - ведь ей, как и Земле, приходится нести на себе очень многое». АТС для меня - это танец полнокровной, плодородной, изобильной женственности, это танец Деметры, Геры… хотя и Афродита иногда лукаво подмигивает из-под тюрюбана ;)

Но есть еще и трайбл-фьюжн - и зачастую его танцовщицы воплощают Гекату с ее темными ритуалами и мистериями, неприступных жриц Артемиды и еще более древних культов Великой Матери… Глядя на некоторых фьюжн-танцовщиц, я сразу вспоминаю «Таис Афинскую» и ее путешествия по храмам Азии. И это тоже одна из сторон женственности - темная, пугающая, мрачная и одновременно такая притягательная, которую вообще в современной культуре принято скрывать.

Вот почему многим мужчинам смотреть трайбл «странно». Мужчине в трайбле непонятно - почему его никто не соблазняет? Вроде и грудь открыта с животом, вроде и волны-восьмерки-покачивания бедрами, но почему-то пробегает легкий холодок и чувствуется дистанция… И даже жизнерадостный АТС, полный искрящегося сока - все равно не про соблазн, а про «между нами, Женщинами» - не для зрителя, а для самих себя.

И сами танцевальные движения это подчеркивают - фламенковские сильные руки и осанка, потрясающе гордые, дают ощущение своего достоинства и четких границ, которые никто не вправе нарушить (чтобы ущипнуть за какое-нибудь аппетитное место).

На этом пока все, буду рада ответить на ваши вопросы.
И жду 5-го февраля на бесплатном занятии! :)

трайбл, женские практики

Previous post Next post
Up