МиМ, 2023

Mar 24, 2024 13:24


1. В фильме создано мистическое пространство. Не знаю, как у них это получилось, но оно абсолютно иное, и полностью герметичное. Я вообще не понимаю как это вышло.

2. В наше время любят создавать Сеттинги. Вот вам сеттинг гаррипоттера, вот вам сеттинг игрыпрестолов, вот вам сеттинг экранизации ВК, вот вам Дюна, Голодные игры, Мэд Макс, и т.д. И всё оно честно говоря как лего «Хогвартс», созданное понятно как и понятно из чего. И вдруг - из ниоткуда, не из романа, никем не обещанное, ни с чего не списанное, просто абсолютно новое пространство, одновременно абсолютно понятными нитями связанное с приземленной исторической реальностью и взмывающее на световые года над ней. Сочетание деревянных мостков строящейся москвы, сталинского ампира, ар-деко, ещё той мании величия и уже нашей обеспеченной компьютерной графикой масштабности фантазии это целое чудо.

3. Это фильм без сюжета. Нет там никакого сюжета, нет никакого ответа, который должен быть в конце, ничего нет, ничего нет, но есть сказка тысяча и одной ночи, которая никогда не закончится, никогда не закончится, никогда, рукопись пишется, рукопись горит, рукопись перепечатывается, рукопись экранизируется, рукопись проклята и благословлена одновременно и это не кажется парадоксальным.



4. Я очень, конечно, волновалась за воланда, не только потому что это сложно, но и потому что актер по первому впечатлению с фото был очень похож на одного моего знакомого, по совместительству сильного чёрного мага, и я думала ух ты, как классно можно проебать сразу оба потока - и не было проёбано ни одного. Всё да, всё так.

5. Иешуа - вот вообще мимо, хорошо что его показывали полторы минуты.

6. Как бы это сказать. Невероятно отлично показали тьму. Прекрасно показали быт. Но - не вытянули свет. Наверно сейчас это невозможно. Но я свидетельствую: свет показать не смогли. Но смогли не облажаться.

7. На 21 минуте я остановила фильм и долго облегченно смеялась, это было чувство того облегчения, когда ты ожидаешь что тебя сейчас начнут опять кормить чем-то абсолютно фальшивым и ложным, а там вдруг оказывается нечто истинное. Единственный раз из современных фильмов я видела это в Ликвидации 2007 года.
Огромная беда русского современного кино в том что буквально все наши исторические фильмы, про пионерский лагерь, про партизан на войне, про дворян, про времена хоть петра, хоть древней руси, выглядят как любительский театр ряженых хипстеров, которые никогда даже не смотрели фильмы старше 2000 года и даже дедушкин альбом.
И вот когда на собрании литераторов я увидела эти лица и услышала этих людей, меня окончательно попустило. И это ещё один слой, создающий в фильме совершенно иное пространство.

8. Короче, у меня есть теория, и это почти серьёзная теория. Мне кажется, что где-то в кино-театральном мире есть поверье, что так как книга магична, и экранизации её опасны, то её нельзя сделать идеально. Нужно непременно сделать что-то вот просто кошмарно плохо, иначе просто фильм не выйдет никогда. И почему-то по традиции в жертву приносят кота Бегемота.

Я вообще больше ничем не могу объяснить, почему бегемот везде и всегда так плох! В этот раз они взяли мейнкуна (и это вроде хорошая идея), но 1) он серый, а не чёрный, 2) у него ободранный немейнкуний хвост, 3) у него анимация на уровне кота который появляется если в гугле набрать слово «кот», то есть отсталая лет на 20 от всех прочих использованных технологий. К счастью, 4) видимо поэтому они убрали почти все реплики кота. Боюсь, если когда-нибудь в МиМ возникнет достойный Бегемот, через него в мир придут вельзевул, люцифер, мефистофель, дьявол, сатана, и всему наступит конец.

9. У самого Булгакова в МиМ совершенно поражает одна вещь: добро есть добро, но зло не проклято. Это не то пространство где Иисус есть свет и истина, а дьявол есть погань и мерзость. Это не инвертированное пространство, где люцифер красавчик, а яхве злобный мстительный урод. Это не пространство где свет и тьма просто две противобороствующие и уравновешивающие друг друга силы, которые просто так называются.
Иешуа правда добрый, и трогательный, и смелый, и человечный, и искренний. Это милосердие вопреки справедливости, во имя будущего. Но Воланд наследует Фаусту Гёте, магу возрождения, посмевшему творить свою волю, и Мефистофелю, который совершает благо, пусть и своему желанию вопреки. Воланд - это скорее справедливость без милосердия. Ты не становишься злом, имея дело с Воландом. Ты можешь быть ведьмой, быть королевой бала у князя тьмы, прислуживать князю тьмы, и не стать проклятой.
Ты имеешь право быть свободной, невидимой и свободной, но помни: свобода - она не только для добра, но и для зла. 
Previous post Next post
Up