Первого января принято пересматривать фильмы которые ты видел уже миллион раз. Древние инстинкты, сформированные ещё до нашего рождения, взывают к нам. Так что я ела оливье и мандарины и пересматривала лучший сериал всех времён и народов, то есть Светлячка.
Саймон: Как бы это лучше выразиться.. А вдруг вы меня во сне убьете.
Мэл: Сынок, ты меня совсем не знаешь. Если я захочу тебя убить, ты будешь трезвый, бодрый и у тебя будет оружие.
Саймон: Вы всегда такой сентиментальный?
Мэл: Настроение хорошее.
Саймон: Настроение? За вами Альянс гоняется. На борту преступники. Половина корабля ранена - серьезно или по мелочи - включая вас. К тому же прячете беглецов.
Мэл: Но мы летим.
Саймон: Этого мало.
Мэл: Этого достаточно.
Мне сложно сказать, сколько раз я его пересматривала, но не меньше десяти уж точно, и удивить меня новыми поворотами сюжета довольно сложно. Я просто завороженно смотрю на него как на самое идеальное произведение человеческого духа, где всё находится в идеальном балансе.
Но вообще-то в этот раз он меня и правда удивил новыми сюжетными поворотами, которых я раньше не замечала. Я, конечно, помнила что капитан рейнольдс чёто там бывший офицер, война альянса против каких-то независимых, корабль серенити в честь долины серенити где независимые потерпели поражение, и т.д. Но это, так сказать, не было дано мне в ощущениях и у меня всегда в голове это лежало на полочке «ну, нужно же дать какой-то бэкграунд тому почему они столько умеют и так вот живут». Уж если говорить о чем-то, чем я хотя бы чучуть была недовольна в сериале, так именно этим, мне казалось можно было бы это вообще опустить без потерь для сюжета.
И вдруг в этот раз я впервые увидела всю картину целиком, и весь тот задний фон, на котором происходят актуальные приключения. И увидела, что он чувствуется там в каждой серии, вера в ценность независимости - это ядро личности капитана. А его способность пережить проигрыш, не теряя ни капли достоинства и не сворачивая со своего пути в любых предлагаемых обстоятельствах, какими бы они ни были - это... это ресурс.
Офицер: Интересно получается. Вы назвали корабль в честь битвы, в которой были не на той стороне.
Мэл: На проигравшей стороне. Не думаю, что она была "не той".
*
В
моём любимом стихотворении мне нравятся все строчки, но как и в светлячке, не все они доходят до меня с одинаковой скоростью. Даже если это была буквально первая строчка из услышанных.
Услышала я его впервые в самых глупеньких обстоятельствах - это был проект на телеканале СТС, где случайные прохожие читали стихи, которые помнят. Или шото типа того, божечки, мне было-то лет 12 тогда. И я услышала довольно странные, но чем-то покорившие меня строки:
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Для меня было что-то очень важное в том, что взрослый серьёзновый автор говорит о том, что может быть и другая точка зрения. Что цель взрослого человека не в том чтобы копить нажитое и стеречь его, а... в чём-то гораздо большем, и что терять это нажитое есть не грех, не проклятье, не тупость.
И только вот вчера до меня дошло, что и в изначальной фразе речь шла конечно же не о лудомании, не о том чтобы проиграть имение в преферанс.
If you can make one heap of all your winnings
And risk it on one turn of pitch-and-toss,
And lose, and start again at your beginnings
And never breathe a word about your loss
А о том, что нельзя отказываться от того во что ты веришь просто потому что ты боишься проиграть, и что - то что я словила сразу-то - страшно и омерзительно стать тем, кто так тщательно избегал падений, что потерял способность подниматься, потерял гибкость, оказался закован в свои достижения и нажитое как в кандалы, и в этих кандалах его путь будет лежать через вранье самому себе, постоянный страх, подлость, ощущение собственной слабости, бесчестье и то особое видение мира, в котором мир - ужасное место, а человек - щепка в водоворотах судьбы, вынужденная, вынужденная, вынужденная, я был вынужден, у меня не было другого выбора, не мы такие, жизнь такая. «У тебя всегда больше одного выхода, если ты готов проиграть.»
*
Окажись я во вселенной Светлячка, я бы голосовала за Альянс, за объединение планет, я вообще глобалист и идея прогресса и цивилизации для меня напрямую связана со способностью людей объединяться в более эффективные структуры. Я мало внимания обращала на предысторию капитана именно потому что его выбор был для меня не очень-то понятен, наверно, я действительно считала что он был не на той стороне, на заведомо проигравшей стороне, на отсталой стороне.
Переосмысливая всё в этот раз, я попала в настоящую этическую дилемму. Я вдруг почувствовала весь смысл Светлячка. Весь смысл борделя на богом забытой планетке, который отстаивают ценой своих жизней. Весь смысл серии love-death-robots
про реднеков. Это право на самостоятельность. На ту самостоятельность с опасностями которых можно было бы вообще избежать, с образом жизни который мне, типовому горожанину, боготворящему идеи Города и Цивилизации вообще не нравится - но я чувствую, что это право не может быть отнято в ходе прогресса, потому что иначе весь прогресс как таковой уходит в какую-то жуткую сторону. Хотя я за объединения, унификацию и глобализм, я всегда против тотальности. Против того, чтобы даже самые разумные на мой взгляд правила и практики становились тотальными. Антиутопия - это же не про чёрного властелина, который желает только власти для себя, это про разумные, гуманные, цивилизованные практики, которые стали тотальными и тем самым отобрали у людей право на ошибку, на чудовищную ошибку, на несчастье, на одиночество, на проигрыш, на смерть - но это право было священным. «Свобода - она не только для добра, но и для зла.»
Мне нужен мир, в котором человек может прожить всю жизнь, никогда не имея нужды стать сильным, и быть нежным цветочком-
раздолбаем всю свою почти вечную жизнь, и в котором другому человеку придется стать сильным и жить, зная что каждый день может оказаться последним, и всё что он может выбрать - это быть сильным и
охуенным, или не быть.