К предыдущему

Apr 23, 2022 13:28

Проблема независимости, возможности заниматься теми или иными вещами по своему усмотрению, а не по указанию начальства или заказчика -- фундаментальна для научного работника в неприкладной науке, тем более, в такой эзотерической области, как чистая математика. Ясно, насколько остро стоит проблема независимости для человека с жизненной программой "с вероятностью N% погибнуть, с вероятностью 100-N% доказать важную теорему". Собственно, на почве борьбы за независимость в основном и проливается вся эта кровь.

При этом задача теоретически абсолютно неразрешима. Ведь всякая независимость -- это прежде всего материальная независимость. Не может быть независим человек, производящий непродаваемый продукт, при этом не унаследовавший состояния, а живущий на средства, выделяемые как подарки (стипендии и гранты). Но теоретическая неразрешимость проблемы никому еще не мешала рисковать жизнью в борьбе за ее достаточное для практических целей решение.

На практике все это выливалось в болезненные многолетние позиционные противостояния, время от времени оборачивавшиеся взрывными кризисами. Вот простейший пример. На протяжении ряда лет откуда-то из руководства научного института, где я тогда работал, регулярно приходили запросы -- прислать отчет в таком-то формате, такие-то слова выделить синим цветом (почему-то мне запомнилось, что именно синим). Мне кажется, я так ни разу ничего никаким цветом не выделил, вообще ни разу не прислал отчета в Ворде или каком-нибудь еще Экселе.

Вот вам мой отчет простым текстом в теле е-мейла. Копипастить его в Ворд и выделять цветами будете сами. Последняя фраза, естественно, прямо не произносилась, но смысл был именно такой. Я математик, а не секретарша. Секретарскую работу в нашем институте я не делаю, ее делаю не я. Для меня это был важный рубеж обороны, который надо было удерживать. Да, я каждый раз нервничал по этому поводу, сильно нервничал. А среди начальства кто-то мог считать меня строптивым, неудобным подчиненным. Но не могли же они уволить активно работающего математика за отказ выделять слова в Ворде синим цветом?

Тем временем, по месту преподавательской работы я игнорировал требования по подготовке отчетной педагогической документации, типа планов курсов или как нам назывались эти документы. Планы моих курсов писали за меня другие люди. Обращения ко мне с просьбами все-таки самому заниматься этой писаниной звучали все чаще. Это стало одним из второстепенных факторов, обусловивших мое решение отправиться в эмиграцию.

То есть, я последовательно позиционировал и продолжаю позиционировать себя таким образом, как человека, которому наплевать на бюрократические требования и который не позволяет собой понукать, а любые руководящие указания выполняет или не выполняет по своему усмотрению. Вступая, при необходимости, в переговоры, занимая в них иногда жесткую позицию, и т.д.

Конечно, в московских условиях 10х годов это вносило вклад в общее усугубление социально-психологической обстановки вокруг меня. Все справедливо понимали, что по таким правилам в путинской Москве не прожить. Потом последовала отвергнутая диссертация, четыре преподавательских рабочих дня в неделю (вместо обычных двух) в осеннем семестре 2013 года, и т.д. Я готов был умереть -- но сумел встать, повернуться и уехать, и найти себе хорошие условия для научной работы за границей.
Previous post Next post
Up