Jun 30, 2019 01:34
Леонтий Византийский (VI век):
Еще, когда Феодосий был в Византии, развилась в свою очередь и ересь тритеитов: ересиархом ее был [Иоанн] Филопон, поскольку он смущал Церковь, говоря: «Если вы говорите две природы во Христе, то вы вынуждены говорить и о двух ипостасях». Церковь же отвечала: «Если природа и ипостась - одно, то нам следует исповедовать индивид, но если природа - одно, а ипостась - другое, то почему это нам, исповедующим две природы, должно исповедовать и две ипостаси?». Еретики же Церкви: «Да, природа и ипостась - одно», а Церковь им: «Если природа и ипостась - одно, стало быть, скажем, что и в Святой Троице три природы, поскольку исповедуем, что в Ней три ипостаси». И поскольку Церковь сказала так, [Иоанн] Филопон ответил: «Так нам и следует говорить о трех природах применительно к Святой Троице!». А взял он это, опираясь на аристотеликов, ибо Аристотель говорил, что у индивидов есть частные сущности, и одна общая. Так вот [Иоанн] Филопон и заявил, что в Святой Троице суть три частные сущности, и одна общая.
*** *** ***
Феодор Раифский (VI или VII век):
[...] поскольку самим Севером [Антиохийским] только тот признается сильнейшим богословом, кто искушен в Категориях Аристотеля и в прочих изяществах внешних философов, то нам необходимо вовремя объяснить, в соответствии с образом мыслей церковных учителей, смысл каждого понятия из тех, которые по мере нужды используются против самого Севера [Антиохийского].
*** *** ***
Анастасий Синаит (VII век):
Итак, прежде всего, об увиденном и не познанном: ведь все догматизирующие то, что есть единая сущность Христа - Божества и человечества, унаследовали это самое именно из слов Аристотеля и других эллинских преемников, что природа есть лицо, в равной степени и лицо есть природа. Ведь Аристотель говорит, что лицо есть частная сущность. Затем, следуя этому вздорному правилу, Арий сказал, что у Отца и Сына и Святого Духа три сущности. Последовав этому нечестивому определению, Север [Антиохийский] сказал, что Христос есть совершенная единая природа из двух частичных сущностей и половинных ипостасей. Таким же образом Евтихий и Диоскор, Тимофей и Гайан, Юлиан и Яков, Петр Кнафей и Варсонофий и Феодосий - этот десятирог обмана не из Писаний и Евангелий, но из Аристотелевых Категорий унаследовали слово, что природа есть лицо и нет природы безличной. [Схолия. И Савеллий, также называющий природу ипостасью, сказал, что Святая Троица есть единая ипостась.]
*** *** ***
Иоанн Дамаскин (VIII век):
Световни таштоумни мудраци првом делимичном суштином називају ипостас, другом заједничком суштином - најврснију врсту, односно природу, а трећом најопштијом суштином - најродовнији род. Α они, пак, који им следују, приморани су да кажу да су Светој Тројици четири суштине, три делимичне и једна заједничка.
*** *** ***
Иоанн Дамаскин (VIII век):
Поскольку вся речь пойдет у нас о природе, скажем, что Арий и Евномий и их сколь многобожные, столь и безбожные приспешники открыто суесловили о святом пресущественном Божестве, то есть единоначальной и единосущной Троице, будто это три сущности, разделяя природу вместе с ипостасями и в неведении своем думая, что ипостась и природа суть одно и то же. Савеллий же Ливиец несмысленно изрыгнул «одну ипостась», намеренно совместив три и из-за единства сущности смешав их в одну, почитая ипостась равной природе. В преблагом же и спасительном домостроительстве Одного из Святой Троицы Бога Слова, единородного Сына Отчего, нашего же Господа Иисуса Христа, злосчастный и злою смертью сгинувший человекопоклонник Несторий, вместе с Диодором и Феодором Мопсуестийским, признавая две природы, разделяют ипостась и соответственно двум природам говорят и о двух ипостасях, и рассекают единого Сына, Христа и Господа на двух сынов и два лица, потому что предполагают, что ипостась тождественна природе. Диоскор же и Север [Антиохийский] и их многоглавая, а потому и безглавая гидра, постановив одну ипостась, объявили и природу единой, не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают, - ибо и они мыслили природу и ипостась одинаково, и на этом в нечестии своем не остановились, но возомнили и в Пребожественной и Святой Троице три частные сущности и природы, и одну общую, неведомо как существующую в умозрении и лишенную ипостасей. И не знают, благороднейшие и якобы мудрые, что держащимся благочестия подобает не следовать во всем мнениям внешних мудрецов, но быть умелыми менялами и распознавать чекан истины, отличая подлинное от подделки.
*** *** ***
Николай Мефонский (XII век):
[...] «сущностью называется всеобщее и общее, как, например, вообще человек и человечество, но называется и отдельное и неделимое, как, например, этот человек, Петр или Павел, которую славный во внешней мудрости Аристотель называет и первой, и преимущественной, и в собственном смысле сущностью, как не представляемую воображением подобно всеобщей, но на самом деле и истинно существующую, явно и постигаемую и видимую».
И далее читаем:
[...] «имея в виду Аристотеля, называющего первой сущностью и сущностью в собственном смысле и преимущественно каждое особное существо, и, как сам говорит, по числу единое и нераздельное, что и у нас называется ипостасью».
Ещё у Николая Мефонского читаем:
«Поскольку и вообще существа, составляющие одно по природе, суть многие по числу, как, например, отдельные люди, будучи одно по естеству, по числу не ограничены. Только здесь, хотя многие люди и одно по естеству, но не один человек, а многие люди; а там, хоть и три счисляемые, но не три Бога, а один Бог в Троице».
християнство