Шедевр мирового уровня, древняя икона Богоматери заняла место в экспозиции Новгородского музея

Dec 15, 2015 21:06




Сегодня в Новгородском музее-заповеднике знаменательный день: постоянное место в экспозиции заняла икона Божией Матери «Умиление», написанная гениальным новгородским мастером в середине XV века.

Прежде икона хранилась в фондах музея, она поступила в них в те годы XX века, когда изымалось церковное имущество. В годы Великой Отечественной войны ее вывозили в Германию. Долгие годы сведений о происхождении шедевра не было. Но сравнительно недавно выяснилось, что этот образ - из иконостаса древнего Николо-Дворищенского собора. Находилась эта икона слева от Царских врат. Удалось уточнить и ее датировку - образ был создан вскоре после 1463 года, после пожара, когда необходимо было написать новый иконостас.

«До реставрации поверхность иконы находилась под разновременными сильно потемневшими слоями олифы и лаков, - пояснили в музее. - Под сплошной плотной темперной записью была скрыта живопись изображений ликов и рук Богоматери и Младенца. Поздние перелевкаски (когда поверх авторской живописи и олифы накладывается новый грунт) и прописи искажали первоначальный вид одежд и фона. Из-за многочисленных поновлений судить о качестве оригинала было затруднительно... Сейчас авторская живопись полностью освобождена от поздних напластований».

Тринадцать лет, миллиметр за миллиметром восстанавливал шедевр середины 15 века художник-реставратор высшей квалификации, заведующий мастерской реставрации темперной живописи Юрий Александров.


Сегодня мастер

рассказал новгородским журналистам о том, как шла эта долгая кропотливая работа.

Образ раскрывался под микроскопом, специально изготовленными микроинструментами, без применения растворителей. Были восполнены утраты грунта, тонированы утраты красочного слоя и золочения, живопись покрыта слоем реставрационного лака.

И вот, наконец, долгие труды были завершены, и мы можем увидеть шедевр, созданный в эпоху расцвета новгородской иконописи. В том, что это шедевр, причем не только древнерусского, но и мирового искусства, специалисты не сомневаются. Об этом рассказала Юлия Комарова, хранитель Фонда древнерусской живописи Новгородского музея-заповедника.

По словам Юлии Борисовны, хотя нет сомнений в том, что икону создал гениальный новгородский мастер, однако она не совсем характерна для новгородского искусства.

Новгородцы в основном создавали величественные, героические, эмоционально сдержанные образы, а на иконе «Умиление» мы видим нежность, ласка, трепетное отношение к Младенцу.


«Возможно, со временем найдется византийский образец, на который опирался мастер», - говорит Юлия Комарова.

Добавим, что место, которая заняла икона в экспозиции, достойнейшее - вокруг, по словам Юрия Александрова, «концентрация великих произведений». Ну а сам образ «Умиление» стал жемчужиной новгородской коллекции икон, к слову, самой большого собрания в России.

«Работать с таким памятником мирового значения, прикосновение к нему - великое счастье, - говорит реставратор. - Значительная часть моей жизни, 13 лет, связана с этой иконой. Я очень рад, что она стала всеобщим достоянием».

Теперь мастеру предстоит работа над реставрацией еще одной иконы Богоматери, на этот раз она относится к типу «Одигитрия» («Путеводительница»).

Этот образ, созданный в 14 веке, находился в деревянном храме Успения Богородицы села Курицко. Ныне эта церковь находится в «Витославлицах». Юрий Александров предполагает, что реставрационные работы займут примерно пять лет.

Фото: Алексей Мальчук

Эти «ступеньки», контрольный участок, оставлены специально, они показывают историю иконы.

духовность, культура, живопись

Previous post Next post
Up