Совсем скоро, 9 августа, музыкальные гурманы в очередной раз соберутся у древних стен новгородского кремля на международный джазовый фестиваль под открытым небом. По инициативе интернет-газеты «Ваши новости» в этому году к участникам феста присоединится Валерий Степанов, один из самых молодых, перспективных и ярких музыкантов страны.
Уже в 9-летнем возрасте Валерий удивлял публику своими композициями и импровизациями. Сейчас музыканту всего 23, но его имя уже хорошо известно российским любителям джаза далеко за пределами столицы.
Валерий Степанов пишет музыку, виртуозно владеет игрой на фортепиано, клавишных, барабанах, бас-гитаре и поет. Ему подвластна любая музыка, но его любимые стили - это, в первую очередь, джаз, фанк, импрессионизм, а также экспрессионизм, r’n'b, hip hop, neo soul, rock, country, pop, disco 70-х и 80-х, new age, ambient, folk.
Окончив в 2010 году класс композиции профессора Романа Семеновича Леденёва в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Валерий влился в джаз-фьюжн-фанковую интеллигенцию Москвы и уже в скором времени выступал на одной сцене с такими прекрасными музыкантами, как Антон Давидянц (бас-гитара), Пётр Ившин (барабаны), Александр Довгополый (саксофон), Фёдор Досумов (гитара), Анна Королёва (саксофон), Damien Schmitt (барабаны, Франция), Martin Miller (гитара, Германия). В настоящее время Валерий Степанов успешно занимается творчеством, часто выступает на фестивалях, дает сольные концерты.
В преддверии своего выступления Валерий дал нашему изданию большое эксклюзивное интервью. Итак, просим любить и жаловать - Валерий Степанов!
- Валерий, мы очень рады, что ты принял приглашение и скоро приедешь к нам на фестиваль. Но этой весной ты уже выступал у нас с другой программой. Какое впечатление произвел на тебя Великий Новгород?
- В Новгороде я пребывал в состоянии ностальгии, в состоянии, в котором я нахожусь частенько. Ваш город поддержал меня в том, чтобы немного погрезить. В хорошем смысле, конечно же. У вас очень просторный город. Очень полётный, я бы сказал. Мне понравилась новгородская атмосфера. Новгород мне показался вообще городом из сказки какой-то, будто дома и жители - это лилипуты, а люди на самом деле больше раза в три, они злые и живут далеко от города и их в Новгород не пускают.
- Интересная ассоциация. Надеюсь, летний Новгород тоже тебя не разочарует. Валера, я знаю, что ты из музыкальной семьи, твой отец - великолепный музыкант. Давай поговорим о корнях.
- Да, папа - потрясающий музыкант! С конца 60-х до середины 90-х он играл на барабанах и был одним из лучших барабанщиков Сибири и Дальнего Востока. У него до сих пор в идеальном фактически состоянии остались барабаны и тарелки, купленные в конце 70-х.
В те годы на фестивале в Москве Игорь Бриль вручал папе грамоту, как самому грувовому, самому качовому, самому свингующему барабанщику фестиваля. В принципе, на тот момент и очень долгое время в Сибири ему равных не было.
Достаточно известный барабанщик из Новосибирска Сергей Кушилкин, который, к сожалению, не так давно покинул этот мир, был папиным учеником.
Папа пел всегда. И сейчас он поет офигительно! Душой поет! Я очень люблю ту манеру пения, которой поет папа. У меня самого так получается исключительно на кураже. Когда просто поёт душа и настроение (не важно какое) на пределе - то из души исходит именно то, что мы слышим в подобной манере пения.
Моя мама, хотя и не музыкант, но имеет хороший музыкальный вкус. И вообще, родители - мои настоящие друзья. Папа у меня родился на севере Красноярского края, и он рассказывал, что все мои предки были поющие и крикучие, и каждый умел на чём-то играть. Так что музыка у нас - это потомственное.
- И младший брат у тебя, судя по всему, тоже очень одарен музыкально.
- Альбертик у меня потрясающий! Он учится в музыкальной школе по классу скрипки и делает просто невероятные для меня и многих моих друзей успехи в игре на бас-гитаре. Гены у нас папины, и Альберт просто не может не быть музыкантом, ибо он такой же в хорошем смысле помешанный на музыке, как я. В свои 13 лет он играет настолько грувово, что мне комфортно с ним в игре также, как и с музыкантами, обладающими грувом, но которым около 30-ти или даже давно за 30. Я думаю, что ещё год-полтора - и он всем носики утрёт. И мне в том числе!
- А ты ведь сам уже в 11 лет участвовал в фестивале. Что запомнилось с того дня?
- Тот мой первый фестиваль в Ангарске, на котором я выступил в 11 лет, был первым и единственным фестивалем, во время которого я не волновался. На всех последующих на меня набрасывался мандраж. С чем всё это связано - не знаю.
- Мандраж и сейчас остается перед выступлениями?
- Нет, сейчас волнение другое. Теперь оно от того, что сейчас будет что-то захватывающее. Это похоже на то, какие ощущения были, когда папа говорил, что завтра мы поедем на Байкал!
- Как же я хочу увидеть Байкал... Сильнейшая моя, многолетняя мечта.
- Север Байкала - хрусталь просто! Глубина в лиманах 11 метров и всё равно каждый камешек видно! Юг Байкала, хоть и загрязнен, но чище, чем Москва, в разы! А ведь в детстве я попал на Байкале в сильнейший шторм.
- Расскажи об этом приключении.
- Мне было всего два года, так что я ничего не помню. Но, как рассказывал папа, был сарма - самый суровый ветер на Байкале, это бурятское название. Так вот, мы с мамой были в каюте, а папа боялся, как бы наш пароход на куски, как «Титаник», не переломился! Пароход просто прыгал, вода заливалась на палубу. Штормище с дождём и грозой были нереальные. Во время того шторма бетонный мост просто-напросто провалился под давлением ливня!
А еще я пережил в детстве три землетрясения. Правда, ни одного не помню, но то, что было в 95-ом, это ужас. Хрущовки выстояли, но дыры в стенах между плитами были такие, что к соседям руку можно было просунуть!
- Ничего себе... Интересно, как все эти катаклизмы повлияли на твой характер. Расскажи о себе, о том, какой ты.
- Я - простой, открытый, чист как лист бумаги, только что купленный в канцелярском магазине. Что, кстати, помогает мне ловить людей на их корысти или бескорыстии.
Мне не обязательно общаться с человеком, ему достаточно задать мне в живую пару вопросов - и всё, я знаю, кто он, что он, зачем он в моей жизни. Говнюки, которые видят, что я прост, и надеются меня обмануть, потом не могут понять, почему у них ничего не получается. А хорошие люди, которые, как правило, немного замкнуты из-за всего этого дерьма вокруг, сияют и раскрываются сами, встречая таких, как я.
- У тебя, должно быть, очень развита интуиция.
- На самом деле я лишь недавно начал к ней прислушиваться и понимаю, что вместе с ней мы - сила.
- Тебе нравится твое имя - Валерий? Тебе с ним комфортно?
- Нравится. Оно широко известное, но малоприменимое, и тем оно прикольное.
- А еще оно очень мелодичное. Кстати, интересный факт - решила почитать в сети об этом имени и обнаружила такую характеристику - «Валерий часто музыкально одарен». Пора поговорить о музыке и музыкантах! Недавно ты сказал, что уже 15-й раз подряд слушаешь «Gotta Get Up» Майкла О`Нила. И как долго ты можешь слушать одну и ту же песню?
- Если мне нравится музыка, я слушаю ее постоянно. Просто с утра выхожу из дома и всё время, что я нахожусь в центре города до самого вечера, вне зависимости от каких-то дел, эта музыка беспрерывно играет у меня в наушниках. Это может быть вообще одна песня. Представляешь, сколько раз за день она прокручивается? Это, кстати, один из способов научиться играть на инструменте и развивать слух. Есть, конечно же, и вещи, которые я, наверное, с года 2007-го слушаю каждый день по разу. Естественно, раньше я их слушал каждый день по много раз, а сейчас немного пресытился ими. Но, тем не менее, не изменяю им, так как они отражают моё повседневное настроение. То, чем я в принципе каждый день живу. Каждый день разок, но слушаю.
Это довольно необъяснимо. Многим покажется, что так просто можно сойти с ума. Ну как можно уже шесть-семь лет слушать одно и то же, фактически каждый день? Наверное, я с ума и сошёл, что говорить.
- Благодаря твоим рекомендациям мой список аудиозаписей основательно пополнился творениями Michael O'Neill и Phil Perry. Посоветуй что-нибудь еще, пожалуйста.
- На самом деле я не люблю рекомендовать музыку людям. Для меня это сродни навязыванию. Равно как я не люблю, когда меня просят послушать то-то или то-то... Но вот о своих музыкальных пристрастиях я могу много рассказать.
Я начал заниматься на фортепиано джазом, когда услышал концерт Оскара Питерсона с Джо Пассом и Нильсом Педерсоном в Париже (77-ой или 78-ой год). Это потрясающая пластинка, и для меня лучшая у Питерсона.
Далее я встретил таких дядек, как Чик Кориа и Херби Хэнкок. Но на Хэнкока подсел больше, ибо его фанковые альбомы 73-го, 74-го, 75-го и 76-го годов оказались очень близки мне по духу и, опять же, некоторые из вещей Херби с этих альбомов, так же, как и песни Майкла, напомнили мне картинки из прошлого. Я до сих переслушиваю эти альбомы Херби. Естественно, в промежутках слушал разную музыку, очень много музыки. Я просто сейчас останавливаюсь на жизненно важных точках моего музыкального развития, скажем так.
Я могу отметить много разных вокалистов в стилях Gospel, Soul и R&B, также оставивших некий след. Это Stevie Wonder, Mariah Carey, Boyz II Men, Ne-Yo, Doobie Powell, Marvin Sapp и многие другие. Много музыки в этих стилистиках переслушал. Потом прекрасная музыка Pat Metheny и Lyle Mays. Эти ребята невероятны, о них вообще отдельно можно долго говорить. А вообще - любая музыка хорошая, бывает только музыка хорошо исполненная или плохо исполненная.
- Расскажи о своих друзьях-музыкантах.
- Начну с моего прекрасного друга Станислава Яшвили, благодаря которому я вышел «в свет». То есть стал играть с лучшими музыкантами страны. А там уже по цепочке пошло-поехало. Славка очень клёвый. Помимо того, что он от Бога музыкант (пианист, клавишник), он вообще классный мужик.
С ним можно говорить о чём угодно, тусить, страдать вместе какой-нибудь ерундой (у нас с ним уже сложились свои приколы, которые понимаем только мы, и это нас порой от смеха просто разрывает).
Ему давным-давно не 25, но он невероятно молод душой и полон позитивом. Вот. А со Славкой в свою очередь я познакомился, когда пришёл к нему в музыкальный магазин, где он работает, со своим близким другом, добрейшим и наипорядочнейшим человеком Севой Гузовым.
- И невероятно талантливым, судя по вашим совместным записям.
- Да, он просто нереальный музыкант! С Севой я познакомился, когда мне было 17, а ему 12, и мы учились в ЦМШ при Московской государственной консерватории имени Чайковского.
Я учился на теоретическом отделении, в классе композиции Романа Семеновича Леденёва, ученика Дмитрия Шостаковича. Леденёв для меня, наверное, единственный композитор из ныне живущих, пишущий красивую современную классическую музыку. А Сева - виолончелист, учится у известного профессора Льва Борисовича Евграфова.
Сева - уникум. В свои почти 19 он невероятно круто играет классику как сольно, так и в ансамбле, а также имеет прекрасное чувство грува, чего нет у многих взрослых музыкантов. Ибо грув в тебе либо заложен, либо нет.
Мы с Севой в период с 2008-го по 2010-й сделали нереально количество записей и джемов. Около 120 записей, сделанных на диктофон Севкиного телефона. Среди них куча записей, где мы играем беспрерывно и по кайфу от получаса до часа и даже почти до двух часов. И играли почти каждый день, когда была возможность. Брали в ЦМШ классы - и понеслась. Сейчас мы возобновляем
наше творческо-дружеское сотрудничество. - Валера, в Новгород ты приедешь не один, вы едете втроем, расскажи о своем трио.
- Моё трио - это сильно сказано. Больше люблю называть музыкантов как отдельно стоящих личностей, а не в составе какого-то либо коллектива. Я бы с большим удовольствием назвал бы свой коллектив Степанов/Горбунов/Ившин. В каких-то случаях это могло бы быть Степанов/Давидянц/Ившин. А в 18-го ноября 2013-го года в Петербурге это было трио Степанов/Давидянц/Корнев.
Антон Горбунов и Антон Давидянц - это ведущие бас-гитаристы нашей страны. Каждый из них имеет свои собственные проекты, как авторские, так и в составе других групп. Они играют и у звёзд нашей эстрады тоже. В этих людях я души не чаю - в двух Антонах. Это действительно люди с большой буквы, на них всегда можно положиться, им можно доверять. А представляете, какой это кайф, когда эти просто потрясающие люди ещё и нереально крутые музыканты? Это большое счастье.
А что касается барабанщиков, то для меня существует два барабанщика, с которыми мне всегда хочется играть и очень комфортно в человеческом плане, - это Петр Ившин и Аркадий Корнев. Это два невероятных человека, владеющих своим инструментом тысячепроцентно. Их также полноправно можно называть лучшими музыкантами страны, и послужной список у этих ребят тоже ого-го! Поэтому вообще я невероятно рад, что у меня есть такие ребята, как Антон, Антон, Петя и Аркаша, с которыми я могу не только играть концерты и записываться в студии, но и по душам побазарить, попросить советы (раньше советы от них в жизненном плане мне были весьма необходимы).
- У тебя не было никогда желания пойти с друзьями-музыкантами на улицу поиграть и удивить прохожих?
- Я играл, и мне очень хочется ещё побольше на улице поиграть. Это кайф! Это большущий кайф!
- Валера, мне посчастливилось дважды побывать на живых концертах с твоим участием, когда ты играл в составе Gela Guralia Band. Поделись впечатлениями об этом коллективе.
- В коллективе Гелы я познакомился с классными ребятами, удивительными музыкантами. Несмотря на то, что с Андреем Рузняевым я был знаком ранее, именно играя с Гелой мне довелось его услышать, и считаю должным отблагодарить Андрея за то, что он позвал меня играть в Gela Guralia Band. С
Ильёй Драгуновым и
Богданом Котовым я, собственно, познакомился также благодаря Андрею и возможности играть в бэнде. Илюха мне очень нравится и как музыкант, и как человек, равно как и Богдан. Они весьма чуткие музыканты, прекрасно владеющие своими инструментами.
- «Вконтакте» можно найти твои совместные записи с Аленой Тойминцевой. Алена - одно из самых ярких открытий второго «Голоса», а их дуэт с Антоном Беляевым «Hit The Road Jack» - один из лучших номеров проекта. Что за сотрудничество у вас было с Аленой? Также во втором «Голосе» участвовала шикарная Нани Ева - Алина Наниева, ее песни есть у тебя в аудиозаписях, хотелось бы и о ней услышать твое мнение.
- Алёна и Алина - это потрясающие вокалистки, очень разные. С Алиной у меня были пара-тройка выступлений. С Алёной у нас был просто некий творческий тандем, правда, совсем недолго.
Несмотря на то, что нам пришлось по некоторым причинам расстаться, я был рад иметь дело с Алёной исключительно с музыкальной точки зрения. Она действительно очень музыкальный человек. Играя дуэтом, мы сливались воедино. Это было нечто похожее на то, как мы сливаемся воедино с Аркашей и Севой.
И я очень доволен записями, которые мы с ней сделали в дуэте, которые есть в сети, поскольку они были сделаны в походных, скажем так, условиях. Я просто притащил на репбазу ноутбук со звуковой картой и просто записал всё то, что мы репетировали. Это по сути записи репетиционные. Но они вышли очень круто и в плане звука, и в плане энергетики, которую исходила от меня с Алёной, витала в воздухе и просто впиталась в записи.
- Давай поговорим о Майкле.
- О Майкле хочу сказать сразу: несмотря на то, что он был моим первым музыкальным впечатлением в сознательной жизни (я впервые его услышал в два года) и оказал на меня непосредственное влияние, - я никогда его не пародировал и не копировал! НИ-КОГ-ДА!
Меня часто упрекают в том, что я очень похоже пою, аргументируя это тем, что я его копирую, снимал всего его вокальные приёмы и прочее. Нет! Нет! Ещё раз нет! Всё, что пою и как пою, - это пою я исключительно своей душой, своим видением. Я в музыке - это я, это Валера Степанов.
Прошу здесь не думать, что я высокого о себе мнения, как думают многие. Я просто говорю реальные, правдивые вещи. Как о себе, так и о других (могу же я быть по отношению к себе тоже прямым, как и по отношению к другим). Но почему к другим певцам, которые поют похоже на Майкла, так не придираются?
Так вот, какие-то вещи, которые, как многие думают, от Майкла, - не от Майкла. Они мои, просто они такие же. И это нормально! На свете много есть артистов с похожими моментами! И, повторюсь, это нормально! Благо среди людей есть те, что слышат, несмотря на какую-то похожесть, что я пою своей душой и совершенно даже усилий не прилагаю, чтобы копировать Майкла. Мне это на фиг не надо!
А теперь о Майкле непосредственно. После папиных колыбельных, которые отец мне пел, когда я вообще себя не помнил и не знал (а отец мне пел офигительнейшие джазовые и соуловые колыбельные), Майкл был мои первым музыкальным впечатлением в сознательной жизни. В начале 90-х канал MTV крутил более интересную и добрую музыку, чем сейчас, и Майкла крутили постоянно. Ну вот так получилось, что он запал.
Как только я начал заниматься фортепиано в 6 лет, я завлёкся другой музыкой. Как я уже говорил, у отца была пластинка Оскара Питерсона, потрясающего джазового пианиста, и я заслушивался ею безумно просто. И некоторые вещи с этой пластинки на фестивале играл.
А перед отъездом в Москву я снова вернулся к Майклу и с упоением слушал песни с его альбома «HIStory», диск которого у меня был. Уже в Москве я стал Майклом интересоваться больше. В частности, у меня был некий коллекционный интерес: мне хотелось просто как можно больше его песен переслушать и найти то, что может мне больше всего из его творчества понравиться.
Интернет тогда был медленный, и скачивал я по песне в три дня. Естественно, с таким интернетом каждая песня заслушивалась до дыр.
Сейчас нет, наверное, ни одной песни Майкла, которую я бы не слышал и не знал. Несмотря на то, что последний альбом Майкла отвратителен, я его купил и послушал. А отвратителен он не из-за Майкла, а из-за людей, которые над ним работали, ибо им просто срубить бабла нормально хотелось, чего они и добились.
Но, что очень важное для меня открыл Майкл, является действительно чудом. У него есть песни, которые помогают восстанавливать в памяти картинки из детства, очень приятные. Некоторые его песни, которые я слушал, я слушаю до сих пор, потому что они мне запомнились в первую очередь вообще не словами, не музыкой, а настроением. Именно это настроение, созданное в той или иной песне Майкла, помогло что-то вспомнить совершенно случайно.
Так, я однажды решил послушать песню Someone In The Dark, которую до этого не слышал. И я увидел невероятные картины детства перед глазами, которые были реальны в моей жизни, которые когда-то запечатлелись, но забылись за завесой новых впечатлений... А вместе с песней они ожили. И это невероятное ощущение. Ностальгия, но не та тоскливая, а чудесная, невероятная просто. Парить над землёй просто хочется. И ведь не слушая ту песню, я бы так и не увидел эти картинки из детства - вот что!
С тех пор я всегда стараюсь писать музыку такую, которая может тревожить недра памяти людей, чтобы она напоминала им о чём-то очень приятном из прошлого, из детства, о том, чего без моей музыки они могли бы и не вспомнить.
Поэтому Майкл для меня - потрясающий певец, очень драйвовый и качающий, самый грувовый вокалист из всех известных, кого я знаю, композитор, танцор, который никогда не занимался танцами, а так же, как и мы, музыканты, импровизировал. Импровизировал в танце. Но прежде всего для меня Майкл - личность, в музыке которого я могу слышать именно эту характерную черту, которая позволяет выкрадывать из глубины кладовки памяти самые добрые и тёплые, но фактически на 1000% забытые воспоминания...
Для наглядности скажу, что эти воспоминания - не просто в голове что-то, что ты помнишь. А будто ты сел смотреть запись на на видеокассете, где ты маленький сидишь на полу, играешь в игрушки. И ты это будто по видику смотришь, будто бы из личного семейного архива.
Пускай многие это воспринимают, как чудачество - люди, которые так считают, просто не понимают меня. И я не стесняюсь петь его песни и переделывать по своему или даже вообще кардинально менять. Я не считаю, как многие, что если вот Майкл спел, значит, как у него и надо. Наоборот - можно все перевернуть вверх дном, сделать по своему и это будет не хуже! Все музыканты должны придерживаться этой позиции, ибо в конечном счёте постоянное исполнение не своего материала - это в каком-то смысле самоунижение как музыканта. Призвание любого творческого человека - творить, а не переигрывать и перепевать по сто раз одно и тоже. Музыканты наконец-таки должны начать заниматься собой!
- А что ты думаешь про его посмертные альбомы? У меня все последние дни крутится в голове «Love Never Felt So Good» из видео Тимберлейка.
- «Love Never Felt So Good» - старая песня, сочинённая во времена альбома «Off The Wall» (или между «Off The Wall» и «Thriller»). В варианте с Тимберлейком она звучит отлично, и аранжировка мне очень нравится. Касательно оставшихся песен с альбома, то могу сказать, что песни, что подписаны как «Original Version», это версии 90-х и 2000-х годов, и они мне более по душе, чем те современные варианты, сделанные для альбома. Повторюсь, продюсеры альбома хотели сделать деньги на Майкле, прикрываясь словами о том, как они ценят его и уважают. В целом альбом не смог оставить у меня тех впечатлений, нежели предыдущие, в частности, «Dangerous» и «HIStory».
- У тебя есть песни на стихи Пастернака. Что притягивает в его поэзии?
- Я уже написал три песни на его стихи. Люблю его стихи, они - офигенные. Все настолько в тему во всех смыслах! Они у меня сразу поются.
Кстати, с песней «Никого не будет в доме» вышла забавная история. Я не знал, что она звучит в фильме, вообще не знал. Поэтому не зависел от того варианта. Просто увидел стихотворение, оно мне понравилось - и написал песню.
Кстати, когда я пою песни на стихи Пастернака - никто не может разобрать слова, которые пою. Потому что у меня есть тенденция - петь не слова, а петь то, что чувствуешь. И тогда произношение слов смазывается.
Это происходит непроизвольно, и меня это очень радует. Потому что у Майкла Джексона тоже пела душа, и слова частенько у него едва угадываются. И даже сверяя текст песни, ты не всегда понимаешь, что происходит.
А первая моя песня была на стихи американской поэтессы Эмили Дикинсон. Я написал ее в 2012 году, «I Have A Bird In Spring».
- Да ты что! Это одна из моих любимых поэтесс. Обязательно послушаю! Валера, ты практически ежедневно выкладываешь в сеть что-то новенькое. Ты всегда так творчески плодовит или сейчас идет какой-то активный период, вроде музыкальной «болдинской осени»?
- Творческим процессом нельзя назвать самонасилие, когда сидишь за инструментом и думаешь, что вот я сейчас что-то наиграю, и у меня из этого обязательно что-то выйдет. Бред. Люди творческие - это избранные проводники, которые получают информацию извне, получают уже готовые песни, аранжировки (если говорить о музыкантах), гуляя по улице, попивая чай в кафе или сидя на унитазе.
Но этот процесс не стабилен. Это как погода, никогда не ожидаешь, какая она будет завтра. Но, в отличие от погоды, творческий процесс едва прогнозируем.
Просто ты вдруг можешь понять, что в твоей голове что-то происходит, при этом ты не сразу понимаешь, в какой именно момент это началось.
Вдруг до тебя допирает, порой поздновато, что в тебе играет музыка, и тогда ты её воплощаешь, если можешь поймать себя на этом в нужный момент. И после воплощения у тебя может целый месяц не приходить информации извне. Или же, наоборот, идут одна за другой, воплощать не успеваешь.
- Валера, если бы тебе предоставили уникальную возможность поговорить с любым человеком из прошлого или настоящего, кто бы это был и почему?
- Если бы случилось такое чудо и мне разрешили бы провести один день с любым человеком, то я бы его провёл со своей бабушкой Надей. Царствие ей небесное, она была потрясающим, очень добрым человеком и просто невероятным поваром. Поваром 5-го разряда, между прочим!
- Расскажи о своем увлечении фотографией. Может ли оно перерасти в нечто серьезное или это так - в духе времени и Инстаграмма?
- Фотография - это мое хобби! Я очень люблю фотографировать. Но о будущем этого моего увлечения я пока не задумываюсь серьёзно.
- А о чем ты задумываешься серьезно? О смысле жизни?
- У меня есть такая особенность: всё, что так или иначе возводится в какой-то культ, я начинаю невольно ненавидеть. И вечные вопросы тоже. Всякие вот эти «смыслы жизни» и прочее - вот честно - заколебало.
Тем не менее да, я, конечно же, неоднократно об этом думал, но весьма быстро пришёл к мысли, что нужно стараться постепенно избавляться от страстей и прочих душевных соблазнов. Нужно обретать покой при жизни, а не тогда, когда жизнь уже на коде и пора в пенал.
- Что же это за прижизненный покой?
- Душевный покой, это когда в твоей жизни уже 2345263475823456237489 раз тревожная ситуация, а ты спокоен настолько, что это просто ошарашивает. Вот, смысл жизни для меня в этом. Я попрошу не путать с пофигизмом. Человеку, которому по фиг, всё равно тревожно и плохо внутри в какой-то определённой ситуации. А человеку спокойному РЕАЛЬНО спокойно.
- Что поможет обрести такое спокойствие? Может быть, вера?
- Вот то, что мне очень не нравится - то, что люди ищут душевный покой в церкви. Я считаю, что покой - в хороших поступках. Ведь действительно, когда безвозмездно сделаешь доброе дело - становится очень хорошо от того, что ты кому-то помог. Вот это ощущение - это и есть Бог!
- Валера, поведай нам о творческих целях и задачах, которые ты себе ставишь на ближайшие годы.
- Я не стараюсь строить творческие планы. Я просто не останавливаюсь на достигнутом и делаю всё больше и больше своей новой музыки.
- Спасибо тебе! Ждем тебя и твою музыку!
Слово друзьям-музыкантам
Читайте далее:
http://vnnews.ru/intervie/38858-valeriie-stepanov-chelovek-sostoyashiie-iz-muziki.html#ixzz37cGC4s6Z