Давно я не обращалась к своему литературному блогу по разным причинам, но вот настало время его реанимировать, тем более, что появился отличный повод. Причем повод не только литературный, но и музыкальный: по приглашению
Ники Никвашвили, интервью с которым недавно было опубликовано в нашей газете, я побывала на концерте «Сны о Грузии» в Москве.
24 июня в небольшом зале Центрального дома журналистов на Никитском бульваре звучали старинные грузинские романсы, а также баллады и песни собственного сочинения на слова Иосифа Бродского, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Александра Вертинского и других поэтов, а также удивительные стихи Мананы Менабде.
Манана Менабде - певица, актриса, режиссер, поэт, композитор, художник. Происходит из старинного грузинского рода, представительницы которого, сестры Ишхнели, оказали большое влияние на грузинскую певческую культуру.
Ника Никвашвили - композитор, пианист, дирижер, аранжировщик. Автор симфонических, хоровых, камерных, фортепианных произведений. Сотрудничает с крупными оркестрами и многими известными исполнителями. Записывает во Франции первый сольный альбом.
Это был незабываемый концерт - добрый, уютный, теплый. Чувствовалось, что в этом зале с волшебной аурой собрались родные люди. Поразительное взаимопонимание и уважение, солнечная радость сотворчества царили на маленькой сцене, с которой щедро делились со зрителями своим мастерством два удивительно одаренных и красивых человека - Манана Менабде и Ника Никвашвили.
Помимо многогранного таланта и душевной красоты, этих артистов отличает высокая культура и интеллигентность, благородство, любовь к своей Родине и к настоящему искусству, которое не имеет национальности. Даже мимолетные встречи с такими людьми надолго освещают нашу жизнь, а воспоминание об этом вечере мы, возможно, пронесем сквозь годы.
В самом начале концерта прозвучала старинная запись знаменитой песни «Сулико» в исполнении бабушек Мананы Менабде - сестер Ишхнели.
«Когда они начинали петь, был далекий 1900-й год, - рассказала нам Манана Менабде. - Женщинам в то время запрещалось петь на сцене, но все равно эти маленькие воробушки, четыре сестры-гимназистки вышли на сцену Кутаисской женской второй гимназии и пели при полной тишине, без света, только горели свечи - директор гимназии не должен был узнать об этом, иначе их бы исключили. Но все равно пение они не бросили, и теперь его можно услышать во всех грузинских домах и по радио. Сестры Ишхнели стали основательницами жанра грузинского женского квартетного пения на сцене».
Неслучайно прозвучала именно «Сулико». Дело в том, что автор знаменитой мелодии Варвара Церители была подругой прабабушки Мананы Менабде - Васасии Лоладзе. Они жили в Кутаиси, в городе, который в начале XIX века был культурным центром Грузии.
Дом прабабушки и ее супруга Александра Ишхнели называли «Поющим домом». Ведь в нем пели все - и родители, и 11 детей.
Интересно, что впервые русские слушатели узнали и полюбили песню «Сулико» именно в исполнении сестер Ишхнели.
«В первый раз «Сулико» прозвучала в селе Вороново, у князя Гудовича, который потом стал губернатором Кутаисской губернии, - рассказала нам певица. - Ее исполнили сестры Мария и Тамара, моя бабушка, ей было в то время 12 лет, и ее старшая сестра, которой было 27.
Русским слушателям так понравилась эта песня, что они попросили записать по-русски грузинские слова и приблизительно перевести. Теперь эту песню знают все».
Можно долго восторгаться волшебной игрой и чарующими голосами дуэта, музыкой и стихами, которыми нас одарили в тот вечер. Все было замечательно, но мне хочется рассказать о том, что поразило меня больше всего.
Во-первых, это стихи Мананы Менабде в ее собственном исполнении. Восхищает ее работа с каждым словом, с его смыслом и звучанием. А как она читает стихи! Никакой экзальтации, позы, но при этом - искренность обнаженной души, боль, которая чувствуется почти физически. От одного воспоминания о стихотворении «Мама» у меня мурашки, настолько оно пронзительно.
Когда наследница знаменитой музыкальной династии читала свое стихотворение «Гитара, гитара, ты плачешь о прошлом…», посвященное сестрам Ишхнели, мы понимали, что здесь и сейчас прикасаемся к самой Истории.
Эти стихи воскресили для нас четырех сестер, которым «наказано петь и любить». Мы увидели их, поющих красивую песню где-то очень давно и очень далеко, в «золотой печали заката». Услышали их голоса, которые «переходят в иное...»
А еще я бы хотела поделиться впечатлениями от пения Ники Никвашвили в этот вечер. Его игра пленила меня давно, но пение я услышала впервые. Знаете, кажется, я не смогу подобрать слова, чтобы описать свои ощущения, тем более, что у меня нет музыкального образования. Но... это настолько уютный, мягкий, теплый голос, наполненный добротой, что хочется в него завернуться, как в плед холодным осенним вечером. В общем, с нетерпением жду диск Ники.
Перед началом концерта мне посчастливилось пообщаться с госпожой Менабде.
- Почему Вы назвали концерт «Сны о Грузии»? - задала я ей первый вопрос.
- Потому что мы все время мечтаем о нашей Родине, хотим вернуться туда, любим ее. Хотя уже лет двадцать я приезжаю туда как гость, ведь живу в Берлине, но это моя Родина, куда я мечтаю вернуться в свои зрелые годы и старость провести там. Хотя физически я уехала из Грузии, но душой остаюсь с ней. Человек, который занимается искусством, без корней - никуда. И эти корни должны быть очень сильными, только тогда ты сможешь что-то создавать. Поэтому Грузии посвящена большая часть в этой программе: это грузинские романсы, мои собственные песни.
- Будут ли звучать сегодня романсы на стихи русских поэтов?
- Естественно. Вертинский прозвучит, которого я очень уважаю и люблю. Его стихи я ценю гораздо выше чем, например, творчество Игоря Северянина, который мне кажется более позирующим поэтом. У Вертинского чувствуется большая боль. Может быть, у Северянина это сильно завуалировано, и он свою тоску и печаль выражал в таком эпатаже, но я этого не вижу. А у Вертинского - вижу. Поэтому он мне очень интересен, причем не только как певице и музыканту. Мне всегда интересно то, где есть смысл, боль, переживания. Это очень важно.
Кстати, не секрет, что многие русские писатели очень тесно связаны с Грузией, начиная еще с Лермонтова и Пушкина. Белла Ахмадулина была связана с Грузией, любила ее, посвятила ей целую книгу...
- Вчера исполнилось 125 лет со дня рождения
Анны Андреевны Ахматовой. Есть ли ее стихи в Вашем репертуаре?
- Пою вещь на ее стихи - это моя песня, своеобразное танго «Устрицы во льду». Это очень известное стихотворение, которое вы сегодня услышите.
- Недавно
на концерте Гелы Гуралиа состоялась премьера песни «Осень» на Ваши стихи и музыку Ники. Хочу поделиться впечатлениями от нее: чем больше ее слушаешь, тем больше она нравится. Ее надо распробовать, как драгоценное вино. Прочитала уже сотни восторженных отзывов о ней в интернете и поздравляю Вас с творческой удачей!
- Знаете, я пишу стихи, но никогда не пела песни на собственные стихи и никогда не писала на них музыку. И никогда ни для кого не писала. Но меня так заворожила эта музыка, что очень сильно захотелось на нее создать стихи. А ведь Нике было всего 15 лет, когда он ее написал! Очаровательная музыка! С моей стороны это, конечно, был смелый шаг - написать текст на русском языке, хоть я и двуязычный человек. Ведь очень важно не портить стихами хорошую музыку. Но раз Вы говорите, что получилось удачно, то я рада.
- Сейчас нас с Вами фотографировал замечательный музыкант
Илья Драгунов, коллега Ники, который в интервью на вопрос о любимой песне в репертуаре группы ответил: «Осень».
- Правда? Я очень рада, что она нравится людям! Кстати, у меня в репертуаре есть еще одна песня «Осень» - на слова Ницше... «Эта осень, она живет в моем сердце…» Но я пока не знаю, буду ли петь ее сегодня...
- Значит, у Вас нет четко сформированной программы, Вы можете менять ее по ходу концерта?
- Нет, у нас абсолютно четкая программа, но бывает, когда смотришь на зрителя, то можешь что-то поменять. Ты чувствуешь... Я ведь уже лет сорок на сцене, правильно? Но программа у нас четкая, без перерыва, рассчитанная на час двадцать минут - полтора часа, не больше.
- Почему именно час двадцать, это ведь не так много? Наверное, потому, что звучат серьезные вещи, над которыми нужно думать? Чтобы не «перекормить» зрителей?
- Зритель должен выходить всегда после концерта с ощущением, что ему не хватило, что хорошо бы еще... Нельзя чересчур утомлять зрителя. Он должен что-то унести. А если ты чересчур его «перекормишь», значит, он вообще уйдет пустой. Это сто процентов.
- Пока у нас еще осталась минутка, расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом союзе с Никой. Как он возник?
- Он возник два года назад, еще до того, как Нику нашел Гела Гуралиа. Он знал о Нике, как о музыканте. Но в моем случае Ника намного младше меня, и я его не знала. Кстати, мы родились в один и тот же день - 19 ноября...
- Вы, наверное, понимаете друг друга без слов.
- Да, да, это так! Но дело в том, что я не знала его. Он - молодой человек, я - давно в Берлине, а здесь всего 9 лет в театре Фоменко. Однажды я услышала его игру. Он узнал меня, не постеснялся и подошел. Скажу честно, я отнеслась к нему с большой сдержанностью, я же не знала, что это за молодой человек и какие у него намерения. Серьезный ли он, пунктуальный ли? Для меня имеет очень большое значение, когда человек - порядочный в работе.
Но Ника таким и оказался, а еще оказался блестящим музыкантом. Мишель Легран ведь сказал ему, что техника не так важна, друг мой, а у тебя есть редкое качество, душой понимать музыку. А еще он очень хороший друг, очень надежный человек и совершенно никогда никому не завидует. Он приходит первым на помощь в беде. Я очень счастлива, что в этом отрезке моей жизни, можно сказать, последнем ее отрезке, я нашла такого человека.
- Вы с ним на одной волне.
- Да, мы на одной волне... Это потрясающее партнерство на сцене. Ты не думаешь ни о чем. Даже если ты ошибешься, он тебе поможет. Работать с ним - большое счастье.
Фото, видео, коллаж: Ирина Макушина, Андрей Поляк,
Илья Драгунов Больше о концерте - в
официальной группе Ники Никвашвили Это лишь небольшая часть подаренных артистам цветов... Недаром Манана Менабде пошутила, что пора уже открывать цветочный магазин.
Памятник сестрам Ишхнели в Кутаиси. Памятник им есть и в Тбилиси. Кроме того, в честь сестёр названы улица в этих городах.
Читайте далее:
http://vnnews.ru/blogs/38569-sni-o-gruzii.html#ixzz369YCnHof