Узнав о моем литературном блоге, замечательные новгородские библиотекари стали советовать разные интересные новинки. Более того, в последний раз, придя в библиотеку на Оловянке, я обнаружила, что к самостоятельно выбранным мной книгам на стойке присоединились несколько заботливо и настойчиво для меня отложенных. Среди них была книга Фредерика Бегбедера, вынесенная в заглавие поста.
Почему конец света? Так Бегбедер называет сбывающееся на наших глазах предсказание Рэя Брэдбери - умирание (уничтожение) бумажных книг и переход на электронное чтиво, вместе с которым мы потеряем целый мир... В небытие уходит красота жеста («неужели вы думаете, что процесс чтения бумажной книги ничем не отличается от тыканья в сенсорный экран?»), аромат бумажной книги («от растительных волокон, составляющих текстуру бумаги, от едва просохших чернил исходило изысканнейшее благоухание. А чем пахнет электронная книга? Железякой»), физическое движение вслед за сюжетом, которое не имеет абсолютно ничего общего со скольжением пальца по холодной поверхности экрана, даже если Apple придумал сопровождать переход на новую страницу звуком бумажного шороха и т. д.
«Имейте в виду: я пишу это предисловие, вооружившись копьем и напялив на голову шлем», - заявляет встающий на защиту последних «бумажных тигров» писатель и составляет личный список (рейтинг) книг XX века, которые надо, пока не поздно, прочесть на бумаге.
В списке Бегбедера можно обнаружить как творения знаменитых авторов (среди них - Эрнест Хемингуэй, Михаил Булгаков, Генри Миллер, Герман Гессе, Дж. Сэлинджер, Франсуаза Саган, Габриэль Гарсиа Маркес), так и практически никому неизвестные книги. Но их гениальный автор рекламных слоганов преподносит так вкусно, что хочется немедленно все бросить и бежать на поиски.
Ну, например, о Неде Рореме: «С каким восторгом я собираю с его страниц обильную жатву афоризмов!» Или о Фредерике Даре, благодаря которому чтение превратилось для Бегбедера в освободительный звонок на перемену: «Познакомившись с Даром, я понял, что литература - это лучшее, чем можно занять свой день и спастись от клаустрофобии».
Кстати, в списке можно обнаружить такие вещи, как «Дневник» Курта Кобейна и даже первый музыкальный альбом группы «Téléphone» (1977).
Интересны размышления Бегбедера о чтении вообще. Например, он утверждает, что книги не перечитывают. Если спустя годы ты принимаешься за читанный когда-то роман, то обнаруживаешь, что никогда его не читал. Открываешь его для себя заново - весь, целиком. Потому что он изменился, как изменился и ты сам.
Или: «Мне нравится, когда роман знакомит меня с теми сторонами жизни, которые лично мне неизвестны... Чтение должно давать нам возможность побывать в шкуре преступника, не рискуя оказаться перед судом присяжных».
Или: «К счастью, для великих писателей есть жизнь после смерти».
А как потрясающе звучит вот это (в главе о дневнике Валери Ларбо): «Когда в следующий раз молодой оболтус спросит меня, зачем я читаю книжки, надо будет ответить ему так: для того чтобы в 2011 году полюбоваться золотистой охапкой сухой листвы, которую выносит на поверхность волна за кормой корабля 13 июля 1912 года пересекавшего озеро Комо».
Если честно, после этой фразы я окончательно влюбилась в Бегбедера. Сейчас его книга все переложена закладками, с полей еще предстоит стереть пометки, сделанные карандашом, а затем, перевернув последнюю страницу, я начну открывать для себя неведомые мне пока миры из этого списка.
P. S. Фредерик Бегбедер (род. в 1965) - один из самых знаменитых и провокационных современных французских писателей. Публицист, литературный критик и редактор. Автор множества бестселлеров и пронзительных рекламных слоганов.