«Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе. Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света. Тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы»
Блез Паскаль (эпиграф к книге «Несвятые святые»)
Как-то раз я задержалась у книжного шкафа в одном из новгородских храмов и взяла с полки симпатичный зеленый том «Несвятые святые». Я была наслышана об этой книге - православном бестселлере, который разошелся миллионными тиражами и претерпел уже много переизданий. Об этом творении архимандрита Тихона пишут научные работы, ему подражают. И вот я открыла его книгу - и не смогла остановиться. Я читала ее каждую свободную минуту, впитывая слова как свежий воздух, как родниковую воду.
Однажды, теплым сентябрьским вечером 1984 года, пятеро молодых послушников Псково-Печерского монастыря расположились на древней стене и стали вспоминать, как каждый оказался в обители, - начинает автобиографическое повествование православный писатель.
И чем больше слушали друг друга послушники, тем больше удивлялись…
«Еще год назад все мы были убеждены, что в монастырь в наше время идут либо фанатики, либо безнадежно несостоявшиеся в жизни люди. Да! - и еще жертвы неразделенной любви. Но, глядя друг на друга, мы видели совершенно иное. Самому младшему из нас исполнилось 18 лет, старшему 26. Все были здоровые, сильные, симпатичные молодые люди. Один блестяще окончил математический факультет университета, другой, несмотря на свой возраст, был известным в Ленинграде художником. Еще один основную часть жизни провел в Нью-Йорке, где работал его отец, и пришел в монастырь с третьего курса института. Самый юный - сын священника, талантливый резчик, только что завершил учебу в художественном училище. Я тоже недавно окончил сценарный факультет ВГИКа. В общем, мирская карьера каждого обещала стать самой завидной для таких юношей, какими мы были тогда.
Так почему же мы пришли в монастырь и всей душой желали остаться здесь навсегда?» - задает вопрос писатель и отвечает: «Потому что каждому из нас открылся прекрасный, ни с чем не сравнимый мир…»
Вот об этом мире - книга архимандрита Тихона. «Мне не было нужды что-либо придумывать, - отмечает он. - Все, о чем вы здесь прочтете, происходило в жизни. Многие из тех, о ком будет рассказано, живы и поныне». Это - выдержки из предисловия. А затем начинается повествование, в ходе которого читателю приоткрывается дверь в тот самый прекрасный мир через истории о поразительном действии Промысла Божьего в судьбах людей - и простых, неизвестных нам, и таких, как поэт и композитор Булат Окуджава, кинорежиссер Сергей Бондарчук, писатель Андрей Битов, скульптор Вячеслав Клыков и другие.
Есть такое выражение «Дивен Бог во святых Своих». Так вот самое чудесное в этой книге - рассказы о «несвятых святых», живших и живущих среди нас. В первую очередь, о насельниках Псково-Печерского монастыря. В том числе, об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Ой, как неловко было читать о праздных бестолковых туристах... Ведь примерно в те годы ездили мы с классом в обитель. Какими же дураками мы были!
А еще в книге есть рассказы о сельских священниках… Среди этих историй - воспоминание об архимандрите Клавдиане (Моденове) из Старой Руссы, который обладал феноменальной памятью и был ходячей энциклопедией. Перед своей кончиной он «наизусть помянул всех, кого знал за свою долгую жизнь, - обычно он по памяти только за упокой перечислял имена около двух тысяч человек, что входило в его ежедневное молитвенное правило»…
По-моему мнению, книгу очень украшают, как драгоценные камни, вкрапления - пересказы из Евангелия, из древнерусского житийного сборника «Пролог» и истории из недавнего времени, которые могут войти в «Пролог» будущего. Так, например, нам знакомы евангельские строки о встрече апостолов с фарисеями. Но автор книги создал на основе этих строк такую живую картину, что видишь это яркое небо, золотые колосья и учеников Христа:
«Как-то, вспоминает апостол Матфей, в середине лета где-то в Галилее ученики шли по тропинке между пшеничными полями за своим молодым Божественным Учителем.
По пути все изрядно проглодались, но это была не беда: апостолы на ходу принялись срывать колосья, растирали их между ладонями и ели спелые зерна. Но тут, как на грех, на их пути оказались законники-фарисеи. Они с бранью накинулись на изголодавшихся молодых людей. В глазах законников апостолы совершали ужасное преступление: день был субботний, а фарисеи и книжники учили, что в субботу даже самый необходимый труд запрещен - с той похвальной целью, чтобы мысли человека не отвлекались от Бога.
Но простосердечные ученики, не обращая внимания на разгневанных фарисеев внимания, продолжали свою дорожную трапезу. В их душах были мир и свобода. Они понимали, что нарушают совсем не Божественный закон. А лишь его нелепое человеческое толкование…»
Вот перелистываю книгу и захотелось ее снова перечитать. Ведь это настоящая сокровищница мудрости! Если мне удалось вас заинтересовать - «Несвятых» можно найти в любом храме или книжном магазине, а ежели вы предпочитаете читать литературные произведения в электронном виде, то она есть и в открытом доступе в сети.
У книги даже есть свой официальный сайт. А напоследок маленький анекдот из этого же издания. Специалисты по антирелигиозной пропаганде совсем недавно утверждали, что крещенская вода годами не портится потому, что священники тайно опускают в чаши серебряные слитки, монеты, кресты.
По этому поводу церковные острословы придумали такую загадку: «Сколько ионов серебра содержится в литре крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной на середине Волги, в месте, где ширина реки достигает километра, глубина - семи метров, скорость течения - пяти километров в час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, за бедностью храма, деревянный?»
Отправляю на полку с любимыми книгами!