(Малосвязные энергуйские заморочки, но интересные получаются наблюдения.)
Прямое продолжение темы, начатой в цикле текстов про студентов, интеллигенцию и самодеятельную песню, плюс вынесенное в последние месяцы из комментов.
Сначала примем за данность, что верность «теории Гумилева» (точнее той теории, которую помимо Гумилева давно используют в психологии и педагогике, а засветился с ней Гумилев при рассмотрении макроуровня социума - может быть, потому, что пикейных жилетов обсуждающих «новые веяния в истории» больше, чем пикейных жилетов обсуждающих педагогическую и социальную психологию) я доказывать не буду - она давно работает, описывая динамику общественных объединений терминами почти классической физики. Средний клубовод, педагог-организатор или руководитель кружка с нею сталкивался как минимум эмпирически.
Итак, у нас есть некая структура, которая живет, а потом рассыпается - сначала чуть-чуть, потом все более и более (см. Кордонского-Кожаринова-Ланцберга о клубной геронтологии, «Психология группы»).
У нас есть некая структура, которая - внимательно читать «Технологию группы», не скользить глазами! - п о д п и т ы в а е т проекты своих членов, пока действует.
Явно я изобретаю велосипед, но теория агрегора нам в помощь. Мы выдумываем - точнее, спонсируем - структуру своих интересов, своего альтернативного социума (альтернативного в данном случае - потому что предложенный нам природой и естественными психологическими заморочками социум - либо семья, прайд, род - либо его имитация), и он как любая порядочная метафизическая сущность. Работает не просто акцептором, но и донором, подпитывая всех входящих в общность. Так кошки энергетически самодостаточны и даже энергетические доноры, но никто не видел кошачьей стаи. А собаки энергетическими донорами работать не могут, - но собачья/волчья стая энергетически самодостаточна, а собаки-одиночки либо пристраиваются к стае, либо даже из двух особей пытаются выстроить отношения стаи (см. комментарии любого вменяемого этолога/биолога к попыткам дрессировать собаку, не ставя себя высшим по отношению к собаке существом.).
Достаточно заезженная тема, но с некоторыми интересными выводами. Создавая структуру, приходится затрачивать нервную (в общем, биологическую) энергию - равнодушно построенное в среде неформалов долго не стоит. И эта энергия тратится на создание структуры, а единожды построена, структура расходует вложенную в нее энергию, -!- на собственную подпитку, как это ни смешно - раскачивая резонанс в своих адептах, так что воодушевившиеся адепты делают выброс новой энергии, часть которой утилизируется на подпитку системы, чтобы она могла существовать дальше. И тут с одной стороны всегда будут потери - ибо энтропию никто не отменял, с другой стороны - действительно массовые системы позволяют обходиться для своего поддержания меньшим количеством энергии - даже не в силу большего числа доноров, а в силу котлового эффекта.
Но: чем меньше требует система от своих адептов, тем меньше, скорее всего, будет иметь место резонанс - «пусть очень немного, на одну ноль-ноль-ноль-ноль…» - но вплоть до полного затухания. Ибо энтропия, опять же. Так что с точки зрения физики мы имеем ровно ту же схему, что предложили Кордонский с Бергом - первотолчок зажигает группу, после этого идет энергообмен с системой в режиме пинг-понг, а потом энергии отскоков становится так мало, что нужно либо сделать новый первотолчок, либо сменить адептов на новых, еще способных на мощные выбросы. В общем, схема клуба «кино», все по ТГ.
А теперь спОлзаем посмотрим на менее очевидные вещи.
С точки зрения резонанса, всяческая бардятина сама вырыла себе яму, отказавшись от аматерского статуса. «Ведущим бардам» структура не нужна, это КОШКИ, гуляющие сами по себе, даже прокат по КСПшным концертам им приятен, но не необходим. Но не стоит учить собак лазить по деревьям и прививать подобные манеры тем, кто не способен жить на полном самообеспечении. То есть нижней, условно говоря, половине пирамиды. От этого неизбежно должны начаться всякие энергодефициты - то, что они до сих пор были не заметны, я бы объяснил тем, что при распаде структуры СССР - которая распадалась половину 80-х и все 90-е (повторяю, я говорю не о госдуарстве или символах, я говорю о структуре.) - выделялось бешеное количество энергии, которую осмотически впитывали все осколки «государства КСП». Грубо говоря, шизофрения перестройки сменилась на энергию распада - и кое-кто даже не заметил, что бушующие вокруг бури - это не костер, это пожар, и почти все он уже съел. И скоро на дворе будет, образно выражаясь, не 1986-й, даже не 1968-й, а 1908-й или 1860-й. Время, когда образованная молодежь буквально лезла на стенку от неприкаянности в сословно организованном обществе, от невозможности запитать новенькие аккумуляторы от имевшихся розеток.
Попытки восстановить или заново создать структуры идут по сю пору, последняя попытка - СДАП Беленького, только вот не льют в новенькие бочки сусло, не способное к брожению. Нет первотолчка, нет энергии которая будет строить структуру. Дурная попытка заменить горение деньгами - в данном случае, милостиво отчехленными от распиленного бандюками у власти олимпийского бюджета.
Теперь пойдем поглубже.
Что там актеры говорят об энергообмене зал-сцена? Во-во.
В этом контексте, что такое фольклор? Это наиболее свободно, почти в сверхпроводнике, циркулирующий ток - деление на исполнителя-слушателя условно. Более того, в фольклоре наиболее остро проявляется способность «сценического номера» не просто задеть за живое, не просто сопереживать, а заставить ПОДХВАТИТЬ. Отметьте это место.
Далее.
В этом контексте очень хорошо видно, как циркулирует эта энергия на уровне «отраслевых» песен. Раскачивая энергообмен со слушателем обращением к социально-культурному контексту, они добиваются именно того, что слушатель подхватывает, фольклоризует песню. И она его вдет, а он дает ей все более долгую жизнь повторными к ней обращениями. Крайней степенью развития отраслевой песни является гимн.
С точки зрения все того же взгляда на донора-акцептора, АП занимает парадоксальное место. Это, судя по всему, отметил в своей ЦАПовской лекции Левин.
С одной стороны, интеллигенция занимается рефлексией, а не переустройством мира - и на этом основании она никогда не была энергетически избыточна. С другой стороны, она плоть от плоти хомо советикус - а значит, агрегор ее подпитывает, и объединяет в свою структуру. То есть, коты-одиночки поют «Возьмемся за руки, друзья». Пока государство воспитывало их как собак, пропаганда кошачьего одиночества и «личного самовыражения/развития личности» ничего структуре не делала. Гимновые песни продолжали подпитку, раскачивая резонанс и питая поющих буквально энергией их же горящих глаз. «А песню подхватит любой…» - это инстинктивно схваченная именно эта особенность фольклорной составляющей АП, Фестивали, как трансляторы, исправно генерили эмоциональный всплеск - пока сообщество не начало распадаться на потребителей и поставщиков услуг.
И тут оказалось, что с новыми всплесками как-то туговато.
Это, например, стало заметно на лесных слетах - они стали превращаться в кемпинги. Неудивительно - когда нет горения, нет и необходимости обращаться к некоему идеалу, и его агрегору. «Задолбали ветры яростных атак». И структура окончательно исчезает, остается та самая биологически детерминированная форма социума - род-клан-прайд и симулирующая его компания друзей-соседей. Милое ненапрягающее общение под пивко и водочку.
В «творческой области» недостаток трафика в резонансе попытались компенсиовать остервенелой рекламой. Если в 80-е и даже в 90-е реклама была попыткой информировать, то сейчас она пытается скорее вызвать интерес. Опять же, «КСПшные продюсеры» стали играть на грани фола (в системе ценностей прежней системы) - «неважно что говорят, лишь бы говорил. Вспомните грызловские промоушены чего только не, от Полтевой до «правильного Грушинского».
Показательно, что в структуре КСП более-менее уцелели те структуры, которые смогли мимикрировать под НЕФОЛЬКЛОР - гитарные школы. Некоторые, судя по интренет-конкурсам и файлам с музыкальных хостингов, домимикрировались до того, что действительно обрубили связь с фольклором - вместо обращения к контексту обращаясь к технике вокала, игры на музыкальных инструментах. Между тем, фольклор делает гимном, ведущим за собой, именно контекстная нагруженность. Может быть, вспомнить, что в советское время огромная доля пропаганды сводилась к «быть хорошим человеком - хорошо» и «думай о других»? Не зря от современной АП с готовностью отказываются люди, что называется, практически любящие свою страну - поисковики.
(И, опять же, с точки зрения «донор-акцептор-резонанс», то, что делает в ЦАПе Костромин - не попытка поддержания старого фонда песен, а затирание их регулярным исполнением - причем, в самом нефольклорном контексте - «а давайте споем песню про …». То есть красиво раскладываем провода и любовно крутим электромотор - вручную. Потому что мощностей на зарядку аккумуляторов не выделяется. Зря, что ли, микрофонные мастерские отрабатывают ИСПОЛНЕНИЕ песни - самый нефольклорный контекст. И зря, что ли, в качестве разминки-распевки в каждом занятии второго класса использовалась «Здесь вам не равнина…» - одна из типичных ГИМНОВЫХ песен. В роли «шла Саша по шоссе…». То есть, вспороть пузо оруженосцу и. реализуя право сеньора, согреть ноги в теплых кишках. Ее не жалко.
Судя по последующим телодвижениям, кто-то это понял, и появился тянитолкай «посиделки ГШ» - явно пытающийся увеличить долю фольклорности в этой малосмешивающейся смеси. Только вот фольклор не дружит обучением ему на школьной основе, и вряд ли будет генериться сам.)
Также интересно наблюдать за динамикой успешных КСПшных слетов. Грушинский достигает максимума влиятельности на горящих глазах и ИДЕЕ подвига. Сдыхает ровно тогда, когда «менялы подмяли храм», а потом начались пиар-войны вокруг поляны, старательно обходящие хоть какое-то упоминание подвига Грушина - только «величие авторской песни для культуры».
«Костры» проводился с 1988 по 2003, кажется, год. Сложившаяся там команда стала питательной средой, из которой вырос не только последний проект Ланцберга, но и многое, использовавшее песни Ланцберга и Устинова как код узнавания своих - даже «1+1» Трофимова. Вместо загнивания - трансформация в команду «Второго канала» (в основном, администраторскую, но из первых второканальских жюри двое - Берг и Жуков - были костровитянами), и вот тут слет очень вовремя закрылся, в немалой степени из-за того. что резонансные песни Ланцберга и Устинова в его собственном проекте были хорошо если на втором месте. Доходило до смешного - песни основателя структуры и одного из ее символов звучали редко и в кулуарах. Зато постановочных костров хватало.
«1+1» в Подмосковье резко взял старт и неплохо идет, хотя контингент скорее сокращается. Рискну заметить - в концепте слета сталкиваются «Твербуль» и песни Устинова. Не уверен, что слет выживет, когда один компонент выдавит другой - но и слиться они не могут. Другой вопрос, что это по любому не «чистое искусство версус фольклор».
------
Можно и дальше растекаться мыслию по древу, но никак не получается понять, куда мысль заворачивает.
В общем и целом, получается следующее: социальные структуры оживают и начинают работать, когда в них вкладывается заряд энергии - скорее всего ровно той, которая крутит анчаровской «третьей сигнальной системой». Имитация таковой рушит структуру почти сразу. Энергия сохраняет структуру и помогает подпитывать адептов системы, в ответ на что новыми эмоциональными всплесками они подпитывают систему. Резонанс постепенно затухает - то, что у Кордонского-Ланцберга называется «старением группы». Исчерпание энергии приводит к обрушению системы. Самодеятельная песня, как детище одновременно склонной к индивидуализму интеллигенции и традиционного для России коллективистского воспитания, максимально усиленного советской пропагандой, сидела на двух стульях и неизбежно пыталась ликвидировать шизофрению, оставив лишь одну из двух личностей. Проблема лишь в том, что лишение АП фольклорной составляющей лишает систему подпитки. Тем серьезнее проблема оттого, что параллельно с «дистанцированием от профанских отраслевых песен» происходит почти геббельсовское замещение отраслевых песен песнями МОТИВИРОВАННЫМИ - песнями о войне, подвиге, песнями с идеалом. В обществе, где все опошлено, отказываться от идеалов - просто самоубийство. Останется лишь броуновское движение социальных атомов. А лишь редким самодостаточным одиночкам под силу жить без подпитки агрегором без срыва в невроз. То есть, для реанимации стагнирующего движения - будь то движение посетителей слетов или движение авторов, пишущих песни, которые могут понять и оценить на слете - гораздо важнее, чтобы слет ТРАНСЛИРОВАЛ некие ценности, и эти ценности не были бы голой эстетикой. Фольклор пляшет от этики.
Вот как-то так.