Трудно быть... богом?

Aug 28, 2008 21:31

Я очень люблю Стругацких. И самая моя любимая у них вещь - "Трудно быть богом". И как раз не потому, что я историк, реконструктор, а повесть аккурат про это дело. Нет. Повесть, как я глубоко убежден, про людей. Про честь, прядочность, дружбу, зло, предательство и зависть, благородство и скотство. Иторики и история не имеют к происходящему на Земле и в Арканаре никакого отношения.
Судите сами.
1. В книге анонсируется, что Арканар - феодальное государство. Мелькают дворяне, король, придворные и т.п. А вот городские ремесленники, цеховые гильдии, крестьяне и прочий податной люд - в тени. На третьем, если не на десятом плане. Где феоды? На какие шиши живут благородные доны? Не у всех же полевой синтезатор "Мидас", способный производить золотые из опилок? Про оброки, подати, барщину и т.п. - практически не слова. Странный какой-то феодализм. Без феодалов. Если учесть, что доны служат в гвардии, то арканарский феодализм окрашивается в сочные красно-белые тона Страны Восходящего Солнца. Ни дать, ни взять - чистые самураи! Служи себе за жалованье, и в ус не дуй. (Кстати, а два меча? Дон Румата Эсторский - арканарский Миямото Мусаси?)
2. А где, простите, церковь? Нет, не гестапообразный Орден, а церковь? Попы, священники, монахи (и иже с ними)? Или про роль церкви в феодальных обществах мало написано? А вот нету церкви. Есть некий дон Рэба, полу-Ришелье, полу-фюрер. Позвольте, Ришелье жил в стране с ОЧЕНЬ развитой буржуазией, что наложило очень большой отпечаток на всю его государственную деятельность. А где в Арканаре буржуазия? Как говорят в Болгарии, "нЯма", и грустно кивают головой. 
3. Грамотеи, которых так мало, и за которыми так рьяно охотится "орел наш дон Рэба", забитые и покорные крестьяне и горожане, тупость и невежество, вообще, нарочито мрачная и грязная картинка этого феодального, точнее, псевдофеодального мира напоминает земное Средневековье. Ну, как же, Темные века, костры инквизиции, чума, войны, опять чума, холера, голод, всадники Апокалипсиса... И одновременно с ними - рыцари, трубадуры, прекрасные дамы, "Тристан и Изольда" и ... и много чего ещё. А севернее? В краю, "где деревья растут на камнях"? А "Слово о полку Игореве" (и вот только не надо про бред Зимина о подделке)? А Китай? А Япония? Заметьте, что все эти красивости и мерзости, "Мадонна" Леонардо и чумные крысы существовали одновременно. И воспринимались своременниками иначе, чем нами сейчас. Это та самяа история повседневности, историческая антропология, о которой так много и так талантливо писал и основоположником которой в советской (да и в российской тоже) исторической науке был покойный великий Арон Яковлевич Гуревич. Проще говоря, не было абстрактного феодализма, который можно имзучать хоть в Арканаре, хоть в Афганистане. Были КОНКРЕТНЫЕ и ИНДИВИДУАЛЬНО НЕПОВТОРИМЫЕ эпохи и люди. Эти люди мысли совершенно иными категориями, чем мы сейчас. И мир они видели другим. И это был их мир. И не учитывать это в исследовательской работе - верх глупости. А ведь случается сплошь и рядом))))
4. А что это за серые роты, которых все так боятся и которые все так восхваляют? Признаюсь, я - не всеведущ, но и не конченый неуч. Сколько не бился - никакой аналогии серым ротам в человеческой истории подобрать не мог. Кроме той, которую подобрали сами авторы. серые роты - это аналог СА, подобно тому, как Орден - налог СС.
Ну и какой тут феодализм? Чего стоят все эти рассуждения Антона и его мудрого наставника? Получается, что Арканар - это что-то вроде загнивающей Веймарской республики, где фюрера не выбрали, а он сам захватил власть. Только вот для такой картины не феодальные рамки нужны. Узкие они,  рамки сословного общества, и много к чему обязывают. 
Ну да ладно, там ведь не Земля. Могло всё быть по-другому, сказка, и всё такое. Ладно. 
Но вот ведь штука - Антон-Румата, его учитель, шаман-эпилептик Шуштулетидоводус (это который работает у вождя варваров с пятичленным именем), дон Гуг и прочие бойцы невидимого фронта - историки. Более того, историки-наблюдатели. Они на Арканаре в основном за тем, чтобы показывать змным историкам картинку живого феодализма. Чувствуете, запашок туфты пошел? 
Ведь известно же, что на Земле классический феодализм, тот самый, про который так смачно писали Макс и Энгельс, был только во Франции. А в Германии он был другой, а в Англии... Испании... На Руси... На Востоке... А ещё, а ещё, а ещё.... И что же показывают землянам? Особенности арканарского феодализма? Пусть, но при чем тут Земля с её историей? Как социально-экономический порядок человеческой, но не земной цивилизации может быть пролезен земным историкам? Это же не антропология!
Понятно тогда, почему в Арканаре гибли товарищи Антона. Натасканные на земные исторические проблемы, эти люди попадали в совершенно ДРУГОЙ мир. Похожий, но ДРУГОЙ. Со своими, ДРУГИМИ социально-экономическими законами. Понятно, почему едва не погиб сам Румата. Те же грабли. 
В самом начале я упомянул реконструкцию. Казалось бы, при чем она тут? Всё просто. Если бы Антон-Румата отправлялся не в Арканар, а земное прошлое, то каждый его визит туда простым наблюдателем был бы бесценен для науки. Только представьте - возможность получить ЖИВУЮ КАРТИНКУ из средневековой Руси! 
Шиш. Пожалуйте картинку из Арканара. Вы тут про стрельцов что-то такое, а вот вам шиш. Изучайте боевых верблюдов с шипастыми подковами.
Так что не про историю эта повесть. Про людей. Пусть не землян, хотя и про землян тоже. Про человеческую натуру, кошмарную и прекрасную одновременно. Это очень мудрая повесть. Есть ещё много таких же мудрых вещей. Мудрее их только две книги.
Евангелие (я православный. Кто нет - подставьте вместо Коран, Тору, Бхагават-Гиту и т.п.) и - ? Правильно. вузовский учебник истории.

историк думает)))

Previous post Next post
Up