«Лабиринт», Джим Хенсон, 1986 год
Фильм сам по себе относится к такому малочисленному жанру, известному в интернете как dark fantasy, который сейчас стал вируситься вместе с эпохой магического средневековья. Что ж, не мне судить о веяниях интернета
В 80х бывало снимали такие фантастические фильмы, в которых снимали аниматроников. Но было их довольно мало (а жаль). Такой ход был вполне логичен: компьютерной графики в то время развитой не было, которая могла полностью в надлежащем качестве нарисовать персонажей, а создать аниматроников было качественнее и увлекательнее (к слову, даже сейчас используют аниматроников, так как они дешевле найма студии, создающей спецэффекты).
И вот, мастодонт работы с куклами, создатель легендарного «Маппет Шоу» снял свой последний (к сожалению) полнометражный проект - «Лабиринт»
за несколько лет до этого вышел его фильм «Чёрный Кристалл», также выделяющийся гениальной технической работой режиссёра. На западе, конечно, это всё имеет культовый характер, а в СНГ, конечно, как и маппетов этих фильмов в своё время не было. А в 90х как-то уже не до того было.
Сюжет
От сюжета детского фильма многого не ожидай, собственно, что и произошло. Однако он захватывает по-своему.
Собственно, девочка Сара, не желая возиться со своим годовалым братом, запугивает его сказкой про гоблинов, и сказка, которую она читала, становится реальностью, брата уносят, а ей придётся забирать его у самого Короля Гоблинов.
Сам концепт путешествия и персонажей взят, будто, у Лаймона Фрэнка Баума и его «Страны ОЗ». Сюжетные повороты и какой-то базис практически идентичен Льюисовской Кэролловской «Алисе в стране чудес».
Однако как сценарий для простенького фильма - очень даже неплохо.
Актёры
Юная Дженнифер Коннелли в роли Сары очаровательна, но немного деревянна, ну, это в силу возраста.
Конечно же, главной звездой фильма является Дэвид Боуи. Его худоба и андрогинная внешность создают особый шарм вокруг него, будто он действительно не из этого мира. К тому же в фильме был прекрасный костюмер и каждое появление Боуи - своеобразный перформанс. Конечно же, природная харизма также улучшают общий вид. Как актёр, он просто прекрасен, а в амплуа Короля Гоблинов он смотрится очень даже естественно.
Конечно, иных актёров в фильме не было, ибо все остальные персонажи - аниматроники.
Музыка
Музыка написана Дэвидом Боуи. Он давно хотел мечтал написать музыку к фэнтези фильму (возможно из-за того, что в 1980 году группа Queen написала саундтрек к фильму «Флеш Гордон» и Господин Боуи позавидовал коллегам по цеху) и у него это получилось превосходно. На мой взгляд, даже людям, кто не любит мюзиклы, должно понравиться, хотя порой песни могут надоесть с непривычки, ибо каждый музыкальный номер минуты на 3.
Но каждая сцена песни Боуи запоминается. Моя, например, любимая - сцена в зале с лестницами, где смешались воедино прекрасные визуальные эффекты, харизма Дэвида Боуи и занятная музыкальная композиция
Click to view
Итог
Фильм, с точки зрения техники исполнения, гениален. Сюжет, конечно, простоват, но это и не Тарковский или Кубрик, чтобы в каждой реплике была отсылка на Библию, а на заднем фоне зашифрован Бах с визуальной отсылкой на Рембрандта. Но чисто за картинку и единый выдержанный стиль повествования, фильм достоин высоких оценок. И, конечно, аниматроника Джима Хенсона, если задуматься о реализации этих эффектов, удивляет даже сегодня.
Ставлю фильму добрые и любящие 8/10