Принципиально другие возможности

Aug 08, 2013 13:09


***Мой первый домашний комп в 2000-ом году имел две сотни с чем-то (кажется 256, но могу ошибаться) мегабайт оперативки и 20 гигов жесткого диска. Это было поводом для гордости, потому что на работе стоял комп вдвое слабей.

Следующий комп я взял сразу аж с 80-ю гигами и 512-ю мегабайтами оперативной памяти. Потом увеличил жесткий до 200… До 360… Потом Потомок (киноман - чё еще сказать) приобрел внешний диск - террабайтник. Оперативки тоже добавил. Уже даже не знаю, сколько там. Кажется пара гигов. (При этом комп тормозит и периодически вешается, но это, я думаю, оттого что он «слуга трех господ».)
Сколько чего в моем трехлетнем нэтбуке я уже и не запоминал… К чему? Какая разница - сколько, если  хватает?
Вот бы мой отец удивился такому равнодушию к технической стороне.


Надо сказать, что отец был одним из первых программистов города. Их тогда - в 1975 году - несекретных было человек десять на весь Краснодар и все друг - друга знали. Из тех лет у меня до сих пор хранится самиздатовский сборник Высоцкого, напечатанный на рулонной принтерной бумаге (с перфорацией) и портретом поэта, набранным звездочками. Впрочем - песня не о нем.

…Лет с десяти отец изредка брал меня на ВЦ. Это был огромный - примерно как четыре наших квартиры - зал, заставленный гудящими шкафами. Программисты ходили по нему в синих халатах.
Окна были зашторены. Из каждого торчал кондиционер. Под кондиционерами стояли кюветы с водой, накрытые досками. Когда в помещении не хватало влажности - доски клали пореже (а то и вовсе снимали), увеличивая площадь испарения.
В углах громоздились катушки с пленкой - как магнитофонные бобины, только сантиметров тридцать - тридцать пять в диаметре. И ширина пленки - сантиметра два. Бобины были промаркированы и пронумерованы: «Союзторгсистема-АСУ-1», «Союзторгсистема-АСУ-2», «Союзторгсистема-АСУ-3»… Номера на каждой серии дисков доходили до 15 - 16, а на каком-то «ПТБ-АСУ» я нашел даже бобину номер 24.
Кстати, бобины были тяжелыми - я мог поднять не больше четырех разом.

Когда отец возвращался из командировки - тогда его часто гоняли в Москву - эти бобины ночевали у нас на самом почетном месте. Не в прихожей, где дует от двери, и не у жаркой батареи, а в центре детской, где был самый комфортный микроклимат. Стопки бобин достигали в высоту полуметра. Приезжая с тремя стопками, отец заволакивал их на наш третий этаж по одной.
Иногда отец привозил с работы старую бобину - «на раздрай». Магнитную ленту мы натягивали над огородом - она шуршит и поблескивает, отпугивая ворон. Из нее же плели лассо для игры в индейцев и ковбойцев. Достаточно шести слоев пленки, чтобы человек не смог разорвать такой аркан. А из сорока слоев магнитной ленты можно свить настоящую плеть. Не какой-то там веревочный кнут, а жесткую ногайку.
Короче, отец - программист, это было ценное преимущество. Я уж не говорю про перфокарты (делавшие взрывпакеты меня поймут)…

…Были на ВЦ и дополнительные прелести. Например - дисплейный зал, в котором можно было поиграть в «Орегонский путь» (если конечно найдется свободный дисплей и свободное «машинное время»).
«Орегонский путь» это про американских пионеров. Ты идешь из восточных штатов на запад. Через все Великие равнины, имея в кармане 50 долларов. На них ты должен купить лошадь, повозку, одежду, патроны, лекарства, еду - все что требуется в дороге. По ходу на тебя нападают индейцы и бандиты. Ты охотишься на бизонов, зайцев и оленей. Отбиваешься от волков и койотов. Тебя кусают змеи и морозят ветра прерий. Классно ведь?
А еще (попытайтесь представить, геймеры) все это происходит исключительно в режиме текста. Экран черно - белый. Никаких картинок. Только всплывающие надписи:
«Вы видите зайца. Стреляйте: «двт3посп0!»
Перед тобой специальное окно, в которое за несколько секунд нужно ввести предложенный код - «выстрел».
Не успел - заяц (бизон, индеец, волк или бандит «Черный Джо») спрятался. Неправильно набрал - промахнулся.
Хочешь преодолеть «великий трек»? Покупай побольше патронов и лекарств, а потом метко и быстро «стреляй». Добычу ешь и продавай в факториях, пополняя припасы. Я, увы, ни разу не добрался до Орегона. То змея меня ужалит. То индейцы скальпируют. То с голоду помру. Ясен пень, я считал ВЦ суперкомпьютером.

…Когда отец уже сильно болел, после множества микроинсультов, список тем, которые он еще мог обсуждать сильно сузился. Кроме быта и внуков его память сохраняла некоторые из давно прочитанных книг - особенно по истории, и любимые компьютеры. Об этом мы с ним и беседовали. История и компьютеры. Компьютеры и история. Однажды заговорили о жестких дисках. Я похвастался, как «дофаршировал» домашний комп. Кажется - тогда до 200 гигов не жестком.
Отец - переспросил: «Сколько?.."
- Слав, ты не оговорился? Не мегабайты?
- Ну что ты, па! Конечно «гига». «Мега» - это у меня оперативка.
- Оперативка?
- Да. 512 мегабайтов оперативной памяти. Пора бы нарастить.
- А помнишь наш ВЦ? Знаешь, каков был максимальный суммарный объем его жестких дисков? 132 мегабайта.
- А как же вам хватало?
- Да никак и не хватало. Помнишь горы бобин? Все информация на них хранилось. Пришло твое «машинное время» - загружаешь с магнитной ленты базы, программу и работаешь. Истекло твое время - убрал бобины в угол, а следующий уже свои грузит. Так и таскали бобины постоянно. А в командировку с ними… Представляешь, как мы были счастливы, когда появились первые персоналки и дискеты на 800 килобайт?

В тот день я сказал отцу, что в моем обшарпаном телефончике флешка с ноготок. А на ней - гигабайт памяти.
- Гигабайт?! - отец даже оторвался от сигареты, - На таком диске поместились бы все программы, что разрабатывал наш ВЦ. Все шесть проектных групп. И, наверное - вместе с базами… Целый гигабайт… Это принципиально другие возможности… Несопоставимые...

Я не стал говорить отцу, что у меня вся флешка заполнена музыкой.

Из жизни героев, Преданья старины глубокой

Previous post Next post
Up