За прошедший год удалось поработать с тремя разными американскими компаниями.
Самый интересный опыт был с двумя лидерами игровой отрасли. Начну с Riot Games.
Riot Games - создатели League of Legends, компьютерной игры, в которую каждый день играет порядка 30 миллионов человек. Больше LOL по количеству людей играют только в Candy Crash Saga, но намного меньше по времени. При этом, помимо того, что в LOL играют, его ещё и смотрят со стороны. Практически как футбол, с отжигающими комментаторами и ураганом эмоций. Смотрят не только через интернет и по телевизору, но и на футбольных стадионах. На этом фото можно видеть 40,000 зрителей на финале чемпионата мира по LOL в Сеуле:
Riot Games не просто разработали игру, они создали и развивают глубокий культурный пласт, который оставит значимый след в жизни нынешней молодёжи 16-24 лет. Если вы об этом не знали, то серьёзно отстали от жизни.
Мне повезло поработать над проектом, посвященном продвижению зрелищной составляющей LOL среди поклонников. К сожалению, я не могу раскрывать детали проекта из-за NDA, но могу сказать, что выработанные нашей командой рекомендации были приняты руководством и воплощены в жизнь в течение двух месяцев. За всю мою предыдущую карьеру в ИТ-консалтинге у меня не было ни одного достижения с таким масштабом влияния! Пофиг на ERP системы, бизнес-процессы и оптимизацию расходов компаний. Кому это интересно? Зато мои рекомендации для LOL имеют значение для многих миллионов гиков! :)
В самой компании понравилась совершенно неформальная атмосфера стартапа. Главный офис в центре Санта Моники, недалеко от пляжа. Помимо комнат для переговоров никто не сидит за закрытыми дверьми, даже руководители высшего звена. Никто не носит деловых костюмов, хотя по таланту собраны лучшие специалисты в своём деле. Причём каждый до единого - сам заядлый геймер, играющий в LOL, а также игры конкурентов, не отходя от рабочего места. По возрасту народ в основном 20-30 лет. Компания не стесняется давать всем заинтересованным
ссылку на базу анонимных отзывов о фирмах, зарплатах и собеседованиях. Если судить по этим отзывам, то удовлетворенность работой в Riot выше, чем в Google, Twitter и Facebook.
Стиль менеджмента компании представляет собой эдакую смесь разных прогрессивных компаний. От Amazon взяли фанатичное стремление максимизировать радость для игроков при минимальной прибыльности. От Google - приоритет качества разработки над сроками, а также смелость признавать ошибки и убивать обречённые проекты. От Facebook - регулярные хакатоны и пиво в холодильнике. От Apple - сопротивление чувству собственной важности (stay hungry). Как вы понимаете, ориентируются на долгосрочную перспективу. И самое главное, что всё это реально воплощено на практике, а не только на словах.
Компания не стоит на месте, а постоянно внедряет новые фишки, подсматривая их у других успешных компаний. Например, недавно было внедрено
такое правило: любой новичок компании в течение первых двух месяцев работы может уволиться без объяснения причин и уйти с 10% годовой зарплаты. Знаете, в чём прикол? Это вознаграждение влияет не столько на тех, кто собирается увольняться, сколько на тех, кто решает отказаться от денег и остаться. Практика была придумана в Zappos - я ранее узнал о ней из курса Irrational Behavior by Dan Ariely на Coursera.
Самая большая беда после моего опыта с Riot Games - как вообще можно соглашаться на что-то менее крутое? :)