Наконец-то дошла очередь до самой интересной и животрепещущей части программы MBA - трудоустройства. Я специально отложил рекрутинг для одного из последних лонгридов, чтобы предварительно обрисовать контекст: бытовые нюансы, проблемы языкового барьера, учебную нагрузку и социальную жизнь вдали от дома.
Писать буду в основном о поиске летних стажировок в американских компаниях, поскольку сам занимался этим и немного разбираюсь. Про стартапы было много разговоров во время поступления и первые месяцы учёбы, но реальных проектов я так и не увидел. Из всего класса знаю несколько человек, создавших небольшие стартапы ещё до школы. Однако, на лето они всё равно пошли работать по найму. Так что на MBA от Ross стартапы являются больше умственной практикой, чем реальным вариантом трудоустройства. Судя по представленным фактам в статьях
"Top-100 MBA Startups" и
"Top-20 B-Schools for Enterpreneurship" от "Poets & Quants", опыт стартапов надо искать исключительно в Гарварде или Стэнфорде. Остальные рядом не стоят по массовости и объёмам финансирования.
UPD 08/11: вчера один одноклассник получил грант и открыл свою компанию в области медицинского оборудования. Ура!
Возвращаемся к поиску работы в компаниях.
Отчёт нашей школы за 2013 год подробно раскрывает статистику трудоустройства студентов в 2013 году. Можно посмотреть средние зарплаты в разрезах отраслей, регионов, должностей, а также список компаний. Итого, в консалтинг берут на $135,000 в год, все остальные компании предлагают порядка $105,000. Кроме оклада есть подъёмные и годовые бонусы, но потом вычитается подоходный налог. На время летних стажировок у консалтинга ставка не меняется, у остальных на 25% ниже. Относительно много студентов нашли работу в Deloitte, Amazon, Accenture, McKinsey, BCG. В плане географии выделяются четыре центра притяжения: Чикаго, Нью-Йорк, Сан-Франциско и Сиэтл.
Хронологически рекрутинг начинается со знакомства. Ранее я рассказывал о
социальной жизни в целом, сейчас затрону специфику нетворкинга с компаниями. Все крупные фирмы засылают свои делегации на кампус школы, чтобы о себе рассказать и со студентами познакомиться. Такие мероприятия могут конфликтовать с графиком учёбы, поэтому иногда приходится пропускать занятия. Интересно, что в классах студенты обычно носят джинсы и футболки, а на встречи с компаниями принято наряжаться в деловой костюм. Casual предпочитают разве что в IT и Entertainment. Поэтому по количеству пиджаков в классе можно судить о текущей стадии рекрутинга. Некоторые арендуют шкафчики в раздевалках, где можно хранить парадную одежду на смену. Очень удобно, я жалею что не арендовал, когда была возможность. На всех желающих шкафчиков не хватает, поэтому был организован click-race в 7 утра определённого дня. Я открыл сайт с бронированием в 7:05 - свободных уже не было. :) В результате я редко наряжался в костюм и в основном игнорировал встречи с консультантами и банкирами. Несколько раз поступал очень неприлично, посещая мероприятия в шортах, кроссах и худи, когда абсолютно все были в костюмах. Лучше так не делать.
Также компании любят приглашать интересующихся на неформальные тусовки в бары и рестораны. Они платят за все напитки и угощения, а от студентов ожидается активная заинтересованность и готовность к общению. Деловым этикетом, да и здравым смыслом, рекомендуется воздержаться от посещения таких мероприятий с целью бесплатно похомячить. Форма одежды - костюм без галстука. Хотя банкиры и в барах собираются при полном параде. Однажды я пришёл в пиццерию, где должна была проходить тусовка обычных студентов. Состав участников я не знал, но увидев знакомые лица, решил к ним присоединиться, поболтать о том, о сём. А там и пицца лежит, почему бы не поесть? Через минут 10 до меня только дошло, что это не та тусовка, на которую я шёл! Это была встреча с представителями Deloitte и только я один был в джинсах и худи! Пришлось ретироваться. :) В общем, у меня осталось много неловких воспоминаний, связанных с форматом одежды.
Период знакомств на территории бизнес-школы длится примерно с сентября до декабря. Для компаний вдали от Мичигана Ross ежегодно организует выездные мероприятия: в Сан Франциско, Сиэтле, Чикаго и Нью-Йорке. Всё то же самое, что описано выше, только очень интенсивно в течение 2-3 дней и с посещением офисов компаний. Самые упоротые (такие как я) идут ещё дальше. Если ни кадровики, ни школа не помогают встретиться с работодателем мечты, то подобное мероприятие можно организовать самому! Именно таким образом я смог посетить офисы Riot Games и Blizzard в Лос-Анджелесе. Писал письма, звонил, договаривался и приезжал в гости знакомиться!
Одним из самых больших разочарований на этом этапе было узнать, что львиная доля компаний не желает спонсировать рабочую визу иностранным студентам или вообще желает нанимать только граждан США. Приходится смириться с этим неприятным ощущением и продолжать искать работу в тех немногих, которые нанимают иностранцев. В сфере маркетинга очень многие вакансии требуют гражданства. Считается, что маркетолог должен понимать тонкости менталитета покупателей. Например, иностранцев не берёт в американские офисы Proctor & Gamble, не берёт Kraft, не берёт Intel, не берёт Cisco, не берёт Disney, даже американский офис нашей Северстали не берёт. По понятным причинам иностранцев не берут в FBI и NSA - а могли бы получиться очень интересные стажировки!
С игровыми компаниями обычно проще, но рекрутингом студентов MBA занимаются не многие. Electronic Arts, Blizzard, Riot Games, Activision, Warner Bros Interactive, Disney Interactive, Zynga, King, Square Enix - вот и весь список. Ubisoft год назад закрыла свою программу MBA рекрутинга. В Microsoft стажировки есть, но нельзя попроситься специально на XBox. От кандидатов ожидают универсальности и потом распределяют по различным продуктам/проектам в зависимости от потребностей бизнеса, а не от нашего желания. Похожая ситуация в Sony, в которой нельзя специально попроситься поработать с PS, в Naughty Dog или других игровых студиях.
С ноября по февраль работодатели открывают вакансии и набирают студентов MBA на летние стажировки. К этому моменту у студента должны быть готовы резюме и сопроводительные письма, адаптированные для каждой вакансии. Под готовностью подразумевается примерно 6-8 итераций написания, рецензирования и правок. Бизнес-школа оказывает огромную поддержку в подготовке этих документов. Помимо консультаций отмечу очень удобный веб-сервис, который автоматизирует форматирование, тем самым экономит уйму времени и нервов. По сопроводительным письмам рекомендую
отличную книгу, которая кратко и без воды даёт пошаговую инструкцию по написанию. Итого у вас будет 2 листа бумаги, чтобы выделиться на фоне сотни других кандидатов и получить приглашение на собеседование. Именно поэтому предварительное знакомство на рекрутинговых мероприятиях играет большое значение. По иронии судьбы я этим летом буду работать в компании, с которой у меня неформальных контактов не было.
Отбором резюме обычно занимается кадровик. После отбора он созванивается со студентом, чтобы уточнить мотивацию и организовать собеседование. Собеседования почти везде проводятся в два раунда. Первый проще и короче, второй сложнее и дольше. В Riot Games мой первый раунд длился 1 час с двумя интервьюерами. Второй раунд длился 3 часа с шестью интервьюерами. Причём на второй раунд мне оплатили перелёт и отель в Лос-Анджелесе. В Blizzard на втором раунде по почте прислали бизнес-кейс по игре Hearthstone и срок 4 часа, чтобы подготовить слайды с презентацией решения. В Activision второй раунд по формату был идентичен первому. Кстати, до собеседования интервьюеры знакомятся только с резюме, сопроводительное письмо не читают.
Подготовка к собеседованиям - ещё один огромный пласт работ, которым студенты занимаются при поддержке школ. И я очень жалею, что стал активно прибегать к таким тренингам лишь с января. В январе было уже поздно. Стоило начинать с осени, но я откладывал на потом из-за
языкового барьера. Начни я осенью, мог бы успеть пройти рекрутинг с консультантами. Возможно, у кого-то есть талант выступать с ёмким и структурированным монологом по любому вопросу, но это не про меня. Я люблю растекаться мыслью по древу, что наверняка заметно по моим постам. Но на собеседованиях время ответа сильно ограничено, поэтому для меня практика была критична. В результате я пропустил консалтинговый рекрутинг в ноябре-декабре, а зимой навёрстывал упущенное. Больше всего пришлось тренировать ответы на поведенческие вопросы с разбором реальных ситуаций из моего профессионального опыта и моих действий. Совсем не успел потренировать решение бизнес-кейсов, и тоже зря. Вопросы из этой категории задавались на всех собеседованиях.
Возвращаемся к хронологии рекрутинга. В ноябре-феврале студентов набирают в самые престижные компании - консалтинг, банки, гуглы. Март-апрель рекрутят в компании второй величины. В мае-июне без стажировок остаются уже единицы. Школа связывается с ними, предлагает методическую помощь, наводки на вакансии в штате Мичиган, а также варианты бесплатных стажировок. Я своё приглашение на работу получил лишь в середине июня! Звучит как epic fail, однако это оплачиваемая работа в новой для меня стране, в новой индустрии, на языке, которым я и раньше не владел в совершенстве; и я при этом хорошо учился, социализировался и жил семейной жизнью со всем моим зоопарком! Да при всех обстоятельствах это очень достойный результат, надо сказать!
Вот такая у меня приключилась история. Впереди - летняя стажировка в Corporate Strategy компании Activision/Blizzard, ещё один год учёбы и рекрутинг на full-time позиции.