My MBA Adventure. Учебный процесс.

Jun 17, 2014 05:07

На этот раз расскажу, ради чего формально все рвутся в бизнес-школы. О получении сокровенных знаний, открывающих путь к карьерным успехам! :)

Ладно, шутки в сторону. Действительно ли нам дают что-то эдакое, чему нельзя научиться самостоятельно? Вовсе нет. Подтверждаю любимый аргумент скептиков - сами по себе концепции и методики давно известны, по всем темам можно найти материал для самостоятельного изучения. Отдельные курсы могут разочаровать, если по соответствующей теме накоплен профессиональный опыт и прочитан метр книг. Есть и такие курсы, которые проигрывают российскому бесплатному образованию. Но это всё можно исследовать и учесть при наборе курсов. Обязательные курсы даются только в первый год, и даже по ним можно получить освобождение сдав экзамен экстерном. Насколько глубокие даются знания? Для сдачи экзаменов глубокое понимание не требуется, в целом всё зависит от собственного желания учиться. У меня этого желания было и я вполне доволен.

В Ross School of Business учебный год поделён на четыре четверти, как в школе. Осенью и весной каникулы длятся 10-12 дней. Зимой перерыв составляет 4 недели, ну а летний перерыв с 1 мая по 1 сентября. В каждой четверти выходит 7 недель занятий и 1 неделя экзаменов. Довольно сжатый срок по сравнению с отечественными вузами. Зато курсы не успевают надоесть и к экзаменам готовиться проще. Календарь у каждого студента персональный, но обычно все учатся с понедельника по четверг. Занятия в классе проходят примерно с 8 утра и до 5 вечера. Специального обеденного перерыва нет. Конспекты вести не приходится, поскольку по всем занятиям имеется раздаточный материал с возможностью оставления заметок.



Вне класса работы тоже очень много. Обычно к следующему дню необходимо успеть прочитать пару статей и бизнес кейсов общим объёмом в 30-40 страниц. Периодически необходимо что-то написать на 1-2 страницы или подготовить таблицу с расчётами. Регулярно дают групповые задания. С одной стороны, легче нести бремя ответственности. С другой стороны, добавляется пласт работ по координации взаимодействий. Добавляется проблема баланса лидеров и последователей. Вечера, ночи и выходные превращаются в ценный ресурс для домашней работы. Преподаватели отзывчивые, охотно идут на контакт. По некоторым курсам есть отдельный штат репетиторов, которые занимаются со студентами персонально.



Я всех пройденных и запланированных курсов перечислять не буду, если кому интересно можете изучить по этой ссылке. Для удобства их можно разделить на курсы hard skills и soft skills. Первые - это единственные знакомые нам курсы по отечественному образованию. Там учат концепциям и методикам решения повседневных задач в работе компании. Strategy, Operations, Marketing, Finance, Accounting, Law - вот это всё. Вторые - это ещё одна фишка MBA, курсы по решению проблем в области практической психологии. Они затрагивают вопросы управления и коммуникаций с людьми, этического поведения, ведения переговоров. Эти навыки интересны, даже в том виде, в котором нам их дают. Однако, вынужден признать что не усвоил многих методик сходу. Не хватало практики, чтобы закрепить материал. Она была, но в небольшом объёме. А дискуссии в классе на тему психологии мне кажутся одной большой потерей времени. Так что придётся навёрстывать упущенное на каникулах.

Формат занятий в классе различается. Иногда он представляет собой привычную нам начитку теории и последующий разбор практических задач. Иногда занятия целиком основаны на разборе бизнес-кейсов. На кейсы иногда приглашают представителей компаний, чтобы они добавили деталей от лица реального участника событий. Часть занятий организована в формате симуляции - на компьютере или через ролевые игры. Отличительная особенность - даже в первом формате практические задачи берутся с реальными компаниями и конкретными проблемами из бизнеса. Максимальный упор на практическую ценность знаний. По сути мы пробуем себя в роли менеджеров всех разновидностей, и помимо его непосредственных навыков также узнаем какие у данной роли возникают взаимоотношения с коллегами, сторонними организациями, менеджерами смежных подразделений и конечно же с руководством. Если пропускать занятия, то можно очень быстро отстать и перестать понимать, что происходит. У меня была посещаемость 100%. К тому же по многим предметам оценка на 20-30% зависит от активности на занятиях. За явку никаких бонусов не дают, только за выступления по делу. Молчунов обычно не дёргают, как у нас. Некоторые преподаватели делают видеозапись занятия и затем рассылают ссылку на видео, чтобы пропустившие могли посмотреть.



В конце четверти студенты оценивают профессоров, и оценки становятся достоянием руководства школы и других студентов, которые могут на их основе выбрать или отказаться от курса. Чтобы не накапливать негатив, каждый профессор в середине четверти проводит анонимный опрос. Мы сообщаем, что нам нравится, что не нравится, что хотели бы поменять в учебном процессе. На следующий день профессор отчитывается по наиболее ценным замечаниям и почти всегда реагирует конструктивно.

На экзаменах обычно не запрещается пользоваться записями и сторонними источниками, но на это уходит слишком много времени, поэтому всё равно необходимо быть готовым. Проблематика обычно завязана не на расчёты, а на интерпретацию результатов этих расчётов, а это сложнее, чем сами формулы. На некоторых экзаменах разрешается иметь один лист со шпаргалкой. Бывают экзамены, которые вообще можно сдавать из дома. При этом подразумевается, что все соблюдают этический кодекс. Экзаменационные задания спроектированы так, чтобы студентам чего-то не хватало: либо времени, либо сообразительности. Оценки выставляются по заданному распределению. Не более 25% - Excellent, 35% - Good, 35% - Pass, 5% - Low Pass или Fail. Это означает, что каким бы ты ни был хорошим студентом, если 60% напишет лучше, то тебе поставят Pass. В отличие от России, финальная оценка за курс не совпадает с оценкой за экзамен. Оценка учитывает активность, промежуточную домашнюю работу, иногда фидбэк других студентов. Оценки считаются персональной тайной каждого студента и нигде не публикуются.

Подводя итог, ещё раз заявлю, что всегда мечтал о такой грамотно организованной, интенсивной, полезной и интересной учёбе. Такой процесс очень здорово помогает в предельно сжатые сроки переварить ключевые концепции и методики, не отвлекаясь на информационный мусор. Чтение и разбор кейсов позволяет узнать как про особенности разных компаний, отраслей и стран, так и про общие универсальные закономерности. Студенты вокруг тебя очень мотивированы на учёбу. Есть возможность как делиться знаниями с отстающими, так и учиться у более продвинутых одноклассников. И я очень рад, что я не пожертвовал этим экспириенсом в пользу рекрутинга, о котором расскажу позже.

ЗЫ: Интересно сейчас соотносить мои свежие впечатления с постом написанным 2.5 года назад.

mba

Previous post Next post
Up