Михалкова я терпеть не могу, но поскольку очень интересуюсь Второй Мировой войной, решил его последнее творение посмотреть. Тем более, видел интервью режиссера в котором он рассказывал об изучении им перед съемками кучи документов и обещании показать на экране кучу малоизвестных фактов. Естественно, в кинотеатр, помятуя о предыдущих фильмах автора, я не пошел, а скачал экранку с торрентов. И правильно сделал.
Когда-то давно я смотрел фильм "спасти рядового Райана". Фильм мне крайне не понравился, но по сравнению с этим высером, "Райан" - шедевр! Что это я о фильме Спилберга вспомнил? А все очень просто: идея "утомленных солнцем -2" откровенно списана с него. Только ищут не рядового, а комдива и занимается этим не отряд бравых вояк, а не менее бравый офицер НКВД. Кроме того, в отличие от "Райана" где повествование логично и связанно, здесь нам предлагается набор слабо взаимодействующих между собой "стрипов". В фильме нет образов, герои картонны, их эмоции комиксно-гипертрофированы. История в очередной раз приносится в жертву воспаленному воображению режиссера, а то как он показывает сцены сражения не вызывает ничего кроме отвращения. Да, хороший автор может через кровь, кишки и трупы передать атмосферу войны (вспомните хотя бы Ремарка), но у Михалкова человеческий фарш появляется на экране только ради демонстрации человеческого фарша. Я с трудом высидел два часа сорок девять минут этого фильма не понимая, в чем его смысл, но потом до меня дошло. Автор специально так долго запутывал зрителя, чтобы тот оценил главное, что хотел показать режиссер - СИСЬКИ своей дочери.
Косяков в фильме множество:
Лагерь, где отбывает срок Главный Герой, атакуют два
юнкерса-87.
Вопрос первый: Назовите мне лагпункт, который располагался бы в пределах радиуса действия этого самолета в первые дни войны. Я таких не знаю и беглый поиск ничего не дал.
Вопрос второй: А зачем атаковать лагпункт?
Вопрос третий: Это что за убербомбы должны были нести два Ju-87, чтобы с двух заходов положить весь лагерь?
Сталин вызывает офицера НКВД, который арестовывал Главного Героя и приказывает разыскать его на фронте, т.к. его дело было сфабриковано и "ошибки надо исправлять"
Сталину в 41-ом что, больше делать нечего, как лично (на пару с Лаврентием Палычем) беспокоиться о судьбе некоего комдива и его семьи?
О каком отдыхе у моря в "Артеке" говорит начальник лагеря имени Павлика Морозова, когда уже 27 июня 1941 Артек начал эвакуацию детей в Сталинград? Как меня справедливо поправил
dobryi-den, 27 июня Артек эвакуировался в Москву.
Цепочка неторопливо переваливающихся немецких танков с "воздушными змеями" над ними просто убивают. Уж что-то, а тактика применения танков к 41-му году была доведена немцами до ума и в нее никак не входила ни лишняя затрата горючего на сопротивление развивающихся над машинами алых парусов, ни демаскировка, ни медлительность ни, кстати, стрельба из пушек по двум мирно лежащим в траве и не услышавшим приближение танков долбоебам.
И куда так медленно шли те танки? К обрыву с которого сиганул Котов с товарищем? Зачем? Почему они не неслись к незащищенной переправе и дали ее уничтожить? На блицкриг это совсем не похоже.
Поведение советских солдат и офицеров на переправе заставляет предположить, что эти люди никогда слова армия вообще не слышали.
Сцена атаки немцами корабля под красным крестом.
Пикирование юнкерсов на судно какое-то непонятное. Словно пилоты не бомбардировку отрабатывают, а обстрел из курсовых пулеметов. Ага, судно. Из пулеметов. Калибра 7.92.
Сцену с жопой и ракетницей можно просто без комментариев оставить. Это пиздец!
Атаку корабля стойкой шасси иначе как самоубийством не назовешь. Кто такому кретину самолет доверил?
Дальше - круче: Этот хренов пилот умудрился снести полбашки капитану судна, а ведущий крыла умудрился с нехилого расстояния все это рассмотреть и сделать замечательный вывод: теперь их всех надо уничтожить. Угу, следы замести.
Ладно, уничтожили. В следующий сцене, на невесть откуда взявшейся мине плывет дочь ГГ и чувак оказавшийся (сюрприз! сюрприз!) священником. Ну конечно, как же в современном фильме о Великой Отечественной не отразить роль церкви и ее ритуалов. Дочку, конечно убеждают креститься, наглядно показав силу молитвы проявившуюся в уничтожении немецкого самолета (то как самолет вошел в воду, оставив в живых героев, не может быть описано физическими законами нашей вселенной (божественное вмешательство номер два?)), что сразу дает ей профит в виде чудесного спасения.
Идем дальше.
1943 год. Из разговора чекиста и СМЕРШевца мы узнаем, что ГГ аж с сорок первого года воюет за Родину! Правда, вот незадача, воюет он в каких-то мифических войсках. Штрафбат называются. Все бы ничего, но ни о каких штрафбатах до лета-осени 1942 года в армии никто даже не слышал по той простой причине, что их не существовало. По фильму же получается, что Котов в ноябре 41-го свой срок в штрафбате уже должен был отмотать. Тут еще такой прикол: Котов сидел за хищение в особо крупных размерах - тяжкое преступление, а лиц совершивших тяжкие, особо тяжкие и государственные (пресловутая 58-ая статья) преступления в штрафбат не брали. И главное, СМЕРШевец "ведет" штрафбат Котова все с того же 41-го года, а когда у нас СМЕРШ-то создан, не в сорок третьем ли?
Снова 41-й. Зима.
Несуществующий штрафбат усиленный кремлевскими курсантами занимает оборону. Странно он ее занимает: в траншею набивается толпа народу, которые сидят там плотно, как шпроты в банке. Ну ладно, это еще возможно.
Немцы пришли с тыла. Хм-м... Тут вроде как передовая. С чего бы немцам прорывать где-то оборону (так далеко, что шум боя в этом месте не был слышен), разворачиваться и снова атаковать передовую? Это противоречит обычной тактике немцев согласно которой, задача танков в прорыве обороны и дальнейшем продвижении в ТЫЛ противника с целью разрушения коммуникаций и окружения... Ну ладно, туман все же, заблудились.
Дальше начинается МЯСО. Один только смачный вид размазанного по гусенице курсанта чего стоит. Дабы все успели оценить, режиссер показывает нам это крупным планом. Бой, рэмбообразный ГГ, убивающий стреляющего в него в упор пулеметчика пехотной лопаткой и неведомо где добытым пистолетом (в пылу боя он не только пистолет добыл, но и запасную обойму успел найти и в карман сунуть).
Финал боя: панорамный кадр с кучей трупов. У каждого на руке часы, а наручных часов-то в союзе было мало. Есть множество воспоминаний ветеранов о том, что часы считались лучшим трофеем, да и у союзников в 45-ом часы выменивали с удовольствием). Главный Герой и тут проявил свой героизм и рембовидность в одиночку приподняв пушку (1200 кг!), чтобы освободить друга.
Тут же прилетает 87-ой юнкерс, сбрасывающий на выживших кучу ложек с пропагандистскими надписями. а где они на нем крепились интересно?
Тут только то, что я заметил при первом (И ПОСЛЕДНЕМ!!!) просмотре и только за половину фильма. Пожалуй, хватит и этого.
P.S. Судя по последнему кадру, нас ждет страшное: Утомленные солнцем 3. Цитадель.