Спасибо
mdemm, который в предыдущем посте напомнил о замечательной книге о. Сергия Мансурова
"Очерки из истории церкви". Автор предложил описывать историю церкви не как набор внешних событий, а с точки зрения действия в ней Духа Святого:
Царствие Божие на земле - Тело Христово, одушевленное Духом Святым,- так сознает себя Церковь. Вот предмет истории Церкви. История Церкви, чтобы быть истинной и научной, помня завет Евангелиста Луки, - «по тщательном исследовании всего сначала по порядку» (Лк. 1, 3), должна ли только описывать ход церковных событий, нагромождая без разбора воедино все, что носит или хочет носить имя церковного? Не принадлежит ли к истории Церкви прежде всего и по преимуществу то, что отвечает ее прямому назначению, а не то, что только украшается ее святым именем? Научно ли было бы в истории искусств давать одинаковое место безвкусной пошлости и великому творчеству: затеривать, например, Андрея Рублева и Рафаэля в толпе подражателей и ремесленников изобразительных искусств? Церковно ли и вместе научно ли отдавать одинаковое внимание и место и подвижникам - святым строителям церковной жизни, и еретикам? Внешнее и случайное - плевелы среди пшеницы - может и иногда должно иметь место в истории, но, конечно, не затемнять и не загромождать основное и существенное в истории предмета, о котором должна идти речь.
Существенное назначение церковности не соединять ли людей с Богом во внутреннее единство по закону Евангельскому? Цель основания и жизни Церкви не спасать ли человечество? Итак, первое место в истории Церкви должно принадлежать тем, кто непосредственно в жизни и в учении соответствовали этому назначению, сами к нему стремились и его достигали, себя и других соединяли со Христом и во Христе - единением благодатным, предуказанным Евангелием Христовым и учением апостольским, в единое Царство - Тело Христово.
О. Сергий писал эту работу практически всю жизнь, но успел дойти только до третьего века.
Здесь можно найти несколько слов о его жизни.
Удивительно, что Очерки удалось издать еще при советской власти - в 1971 году в "Богословских трудах".