Оригинал взят у
tver777 в
СИМВОЛ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА А ДЛЯ ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ ЭТО ПРОСТО ГЕТТО.Хотим представить вашему вниманию серию фотографий, сделанных внутри и на крыше так называемого корпуса для семейных Морозовского городка (современный адрес: Двор Пролетарки, дома №№ 47, 48).
Напомним, что в конце XIX - начале ХХ веков в нашем городе весьма успешно работали прядильные и ткацкие фабрики "Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий", с 1872 года принадлежавшего известной купеческой фамилии Морозовых. Производственные и складские строения, казармы и общественные здания для рабочих и служащих фабрик, занимавшие большую территорию в Затьмацкой части Твери, и получили название Морозовского городка.
Особенно интересными стали строения, возведенные там на рубеже веков и сочетающие в себе элементы неоклассицизма, эклектики и модерна. К таким зданиям относится и корпус для семейных, возведенный в 1900-х годах. Как следует из названия, это строение предназначалось для фабричных рабочих, уже обзаведшихся семьями. Оно состоит из двух П-образных четырехэтажных объемов, соединенных поперечным корпусом. Здание проектировалось по образцу домов-коммун, включавших помимо собственно жилых ряд культурно-бытовых общественных помещений. В поперечном корпусе располагались большие общие кухни. В основе планировки жилых помещений - коридорная система (частично измененная впоследствии при перестройке под отдельные квартиры). Самым необычным элементом этого строения являются расположенные на крыше две астрономические башни с купольными завершениями.
С позиций дня сегодняшнего может показаться даже абсурдным, что владелец фабрик, который вроде бы должен нещадно эксплуатировать своих рабочих, строит для них благоустроенные по меркам того времени общежития, в которых есть даже башни для астрономических наблюдений. Это могло бы показаться странным, если не знать, что последним дореволюционным владельцем данных фабрик являлся такой неординарный человек как Иван Абрамович Морозов.
С одной стороны, Иван Морозов был, как бы это теперь назвали, эффективным менеджером. Достаточно сказать, что под его руководством "Товарищество Тверской мануфактуры" утроило свой капитал. С другой стороны, Иван Абрамович прославился как меценат и благотворитель. Им была собрана крупнейшая коллекция живописи импрессионистов и постимпрессионистов. Расходуя в Западной Европе весьма крупные суммы на покупку картин, Иван Абрамович получил у тамошних галеристов прозвище "русский, который не торгуется". Примечательно, что эти инвестиции в искусство в итоге оказались более чем удачными. По оценке аукционного дома "Сотбис" стоимость морозовской коллекции ныне составила бы порядка 5 миллиардов долларов. В настоящее время эти картины являются гордостью собраний Эрмитажа в Питере и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.
Однако вернемся из славного прошлого в нашу суровую действительность. В последние годы обветшавшие строения Двора Пролетарки стали настоящей болью городских властей. Бывшие фабричные казармы постепенно планируют расселить. С корпусом для семейных это уже проделали. Как видно на фотографиях, внутри опустевшего строения все разгромлено. Подняться на верхние этажи достаточно проблематично: некогда находившиеся там лестницы еще дореволюционного чугунного литья разобраны. Так что участникам залаза пришлось изрядно помучиться. На фото: Валентин Серов. Портрет И.А. Морозова. 1910. ФОТО: Света Рудакова и Елена Абдураманова