Либава - 1906. Часть 3. Минная дивизия - корабли

Apr 16, 2017 13:07

(Начало: Либава-1904. Часть 1, 2, 3 . Либава-1906. Часть 1, 2 )

Фрагменты  из  автобиографической  книги   Гаральда  Карловича  Графа «Императорский Балтийский флот между двумя войнами. 1906-1914». Малоизвестный текст воспоминаний офицера русского флота попробуем иллюстрировать фотографиями того времени и сегодняшними снимками знакомых мест.

Хронология формирования минных сил на Балтике после Русско-японской войны

"Первоначально, в феврале 1906 г., вступавшие в строй минные крейсеры, построенные на добровольные пожертвования населения, были включены в Практический отряд обороны побережья Балтийского моря под командованием свиты контр-адмирала великого князя Александра Михайловича. Вскоре после бегства великого князя с флота приказом главного командира флота  вице-адмирала К.П. Никонова от 28 сентября 1906 г. все минные крейсера из состава Практического отряда были сведены в отдельный Отряд минных крейсеров под командованием капитана 1-го ранга Н.О. фон Эссена.



Вице-адмирал Н.О. фон Эссен среди офицеров на борту миноносца "Пограничник"



Вице-адмирал Н.О. фон Эссен

В октябре 1906 г. к отряду были присоединены миноносцы, и он стал именоваться 1-м отрядом минных судов Балтийского моря, находясь при этом в непосредственном подчинении главному командиру флота.  Либава стала базой минного отряда. Первоначально в его состав входили минные крейсеры (миноносцы): «Украина», «Казанец», «Москвитянин», «Доброволец», «Финн», «Охотник», «Эмир Бухарский», «Амурец», «Уссуриец», «Забайкалец», «Пограничник», «Сибирский стрелок», «Генерал Кондратенко», «Всадник», «Гайдамак», «Стерегущий», «Страшный», «Донской казак», «Трухменец»; миноносцы «Видный», «Громящий», «Боевой», «Инженер-механик Зверев», «Инженер-механик Дмитриев», «Бурный», «Внимательный», «Внушительный», «Выносливый», «Бдительный»; транспорт «Ангара».
Приказом по Морскому ведомству от 8 декабря 1907 г.  1-й отряд минных судов с 1 апреля 1908 г. был переименован в Дивизию эскадренных миноносцев. В ее состав входили четыре дивизиона по восемь эскадренных миноносцев в каждом (по классификации 1907 г. минные крейсеры стали также именоваться эскадренными миноносцами), три эсминца в распоряжении командующего дивизией, а также вспомогательные суда.



Вице-адмирал Светлейший князь А.А. Ливен.

(До 24 ноября 1908 г. дивизией командовал Н.О. фон Эссен, затем - капитан 1-го ранга светлейший князь А.А. Ливен. 12 марта 1909 г. Дивизия эскадренных миноносцев Балтийского моря была переименована в 1-ю Минную дивизию, ее до 11 октября 1911 г. возглавлял А.А. Ливен. Уже упоминавшимся приказом главного командира флота и портов и начальника морской обороны Балтийского моря вице-адмирала К.П. Никонова от 28 сентября 1906 г. часть более старых миноносцев была сведена в Отряд миноносцев под командованием капитана 1-го ранга М.В. Князева для охраны шхерного района (с октября 1906 г. - 2-й отряд минных судов Балтийского моря).
С 1 апреля 1908 г. отряд именовался Дивизией миноносцев, которая, в свою очередь, 12 марта 1909 г. была переименована во 2-ю Минную дивизию. В апреле 1915 г. 1-я и 2-я Минные дивизии были объединены в Минную дивизию).



В порту сосредотачивались все готовые эскадренные миноносцы. В состав дивизии входили: четыре эскадренных миноносца типа «Пограничник», составлявшие полудивизион Особого назначения (на «Пограничнике» адмирал поднял свой флаг); 1-й дивизион - четыре эскадренных миноносца типа «Доброволец», четыре типа «Всадник»; 2-й дивизион - восемь эскадренных миноносцев типа «Украина»; 3-й дивизион - восемь эскадренных миноносцев типа «Инженер-механик Дмитриев» и 4-й дивизион из восьми эскадренных миноносцев типа «Легкий» («француженки»). Но многие из них еще достраивались в Риге и Гельсингфорсе, а на 4-м дивизионе устанавливали кормовые орудия, и он стоял в Неве. Адмирал прилагал все усилия, чтобы скорее собрать всю дивизию, что ему и удалось добиться к весне 1907 г.
В сущности, тогда это была единственная боевая часть Балтийского флота, которая со временем могла нести серьезную боевую службу и стать ядром возрождающегося Балтийского флота».

____________

Состав 1-го отряда минных судов Балтийского моря (Минная дивизия) с базой в Либаве:

Полудивизион Особого назначения - миноносцы типа "Пограничник":



Эскадренный миноносец  «Пограничник»



«Охотник»  во время стрельб по мишеням



«Сибирский стрелок»



«Генерал Кондратенко»

1-й дивизион:

Эскадренные миноносцы типа «Доброволец»:



«Доброволец»



«Финн»



«Москвитянин»



«Эмир Бухарский»

Эскадренные миноносцы типа типа «Всадник»:



Миноносец «Всадник». (На заднем плане крейсер «Адмирал Макаров»)



«Уссуриец»



«Амурец»



«Гайдамак»

2-й дивизион:

Эскадренные миноносцы типа «Украина»:



2-й дивизион эскадренных миноносцев типа «Украина» в порту имп. Александра III. 1906 год (Публикуется впервые. Фото из коллекции В. Мицкевича)



«Украина»



«Трухменец» («Туркменец Ставрапольский»)



«Донской казак»



«Страшный»



«Войсковой»



«Забайкалец»



«Казанец»



2-й дивизион в походе

3-й дивизион:

Эскадренные миноносцы типа «Инженер-механик Дмитриев»:



«Инженер-механик Дмитриев»



«Инженер-механик Зверев»



«Бдительный»



«Внимательный»



«Выносливый»



«Внушительный» на слипе.



«Капитан Юрасовский»



«Боевой» в порту имп. Александра III

4-й дивизион:

Эскадренные миноносцы типа «Легкий» («л-т Бураков» - «французы»):



«Лейтенант Бураков»



«Крепкий» в Ревеле



«Лёгкий»



«Меткий»



«Молодецкий»



«Мощный»



«Ловкий»



«Летучий»



«Лихой»



«Крепкий», «Летучий», «Ловкий», «Меткий» в Мальмо (Швеция)



4-й дивизион в походе



4-й дивизион в кильватерной колонне

Транспорт-плавмастерская «Ангара»



Список личного состава Минной дивизии, флотских экипажей порта имп. Александра III, либавской крепости и частей гарнизона в Адрес-календаре Курляндской губернии за 1908 год.

___________

Для нужд Минной дивизии в конце Ремонтного бассейна был сооружен слип (причал у бывшего сахарного завода).  Для подъема миноносцев на берег использовался, изготовленный на Металлическом заводе С. Петербурга, док-мост. На фотографиях - аналогичный док-мост в Севастопольской бухте (фото из коллекции Алексея Гайдука).









Фрагмент чертежа парового шпиля для док-моста порта имп. Александра III







Бассейн для ремонта миноносцев. Строительство сахарного завода. 1933 г.


Продолжение следует

(Начало: Либава-1904. Часть 1, 2, 3 . Либава-1906. Часть 1, 2 )
Previous post Next post
Up