Начало в
Часть 1 и
Часть 2 С наступлением зимы, которая в 1913 году была суровой - акватория порта покрылась льдом, полеты прекратились. 1 декабря персонал разобрал наиболее слабые ангары и гидроаэропланы, оставив в готовности два исправных аэроплана, и команда приступила к теоретическим занятиям.
В декабре 1913 года Российский Военно-морской флот принял систему опознавательных знаков для своих самолетов. Над портом Императора Александра III появились аэропланы с Андреевским крестом на нижних плоскостях крыльев. Вдобавок на всех плоскостях стабилизатора черной краской ставился номер отряда и условная литера аппарата, например, «1А», что означало: отряд № 1, аппарат типа «А». Позже за литерой стали проставлять порядковый номер машины этого типа, но убрали номер отряда - ведь обстановка часто вынуждала передавать самолеты из одного отряда в другой. С течением времени опознавательные знаки морской авиации видоизменились, а литеры перекочевали со стабилизатора на борт машины.
По состоянию на 1 января 1914 года в авиации Балтийского флота числилось восемь лётчиков (Александров, Зверев, Кульнев, Лавров, Липгарт, Литвинов, Любицкий, Щербачёв), один инженер по авиационной части, один электротехник, 13 авиационных унтер-офицеров, 39 рядовых; четыре гидросамолёта «С-10», одна летающая лодка «Донне-Левек», один гидросамолёт «Морис Фарман-XI» (в Санкт-Петербурге), один гидросамолёт «Анри Фарман-XVI», миноносец «Поражающий», один моторный катер, две моторные лодки.
В первой половине 1914 года экипаж Либавской авиационной станции продолжал испытывать самолёты и выполнять тренировочные полёты.
В мае порт Императора Александра III потрясло ещё одно небывалое событие - на Авиационную станцию для испытаний прибыл самый большой в России и в мире самолёт «Илья Муромец», ставший первым в мире многомоторным самолётом. В Либаве предстояло испытывать его на воде, в качестве гидроаэроплана.
Работу над многомоторным самолётом конструктор Игорь Сикорский начал ещё осенью 1912 года. Зимой 1912/1913 годов началось строительство первого прообраза многомоторного самолёта на Русско-Балтийском заводе. Сначала Сикорский сделал один небольшой шаг вперёд - сконструировал самолёт на два мотора. После первых полётов оказалось, что двигатели слабее, чем он предполагал, и на уже готовый самолёт пришлось поставить ещё два мотора, тандемом за уже установленными. Так родился прообраз последующих знаменитых гигантов, получивший название «Балтийский Гранд». Самолёт был способен нести значительную нагрузку, в нём было место для нескольких пассажиров. Однако в сентябре, после курьёзной аварии, когда на чудо-самолёт, уже переименованный в «Русский Витязь», стоявший на земле во время демонстрационных полётов упал двигатель с пролетавшего над ним другого аэроплана, ремонтировать его не стали. В мыслях у Сикорского была уже новая модель, с более высокими характеристиками.
Схема гидросамолёта Игоря Сикорского «Илья Муромец», на тот момент первого в мире четырёхмоторного гидросамолёта. Сам самолёт «Илья Муромец» до 1917 года являлся самым крупным в мире летательным аппаратом.
10 декабря 1913 года на Комендантском аэродроме в Петербурге Игорь Сикорский поднял в небо свой следующий самолёт - М22, получивший название «Илья Муромец», а уже 12 декабря первый экземпляр «Ильи Муромца» установил мировой рекорд грузоподъемности, составивший 1290 кг (16 пассажиров и собака). Для того времени это был самолёт-гигант: четыре двигателя, размах крыльев 32 метра, длина фюзеляжа 22 метра. Во время испытаний выяснилось, что «Муромец» может продолжать горизонтальный полёт даже с двумя работающими моторами.
Гидросамолёт «Илья Муромец» в Либаве.
Через неделю в Морской генеральный штаб поступило подписанное директором Русско-Балтийского вагонного завода В. Строгановым письмо следующего содержания: «Правление Акционерного общества Русско-Балтийский завод имеет честь предложить вам большой аппарат нашей системы и постройки «Илья Муромец» на следующих условиях: 1. Аппарат должен быть доставлен в Либаву (порт императора Александра III) не позже 25 февраля 1914 г; 2. Испытания проводятся пилотом завода за страх и риск завода; 3. На аппарате должен быть выполнен один полёт продолжительностью не менее 1,5 часов (нагрузка одна тонна, набрать высоту не менее 800 м, подтвердить безопасность выключения двух моторов с одной стороны); 7. Взлёт с воды должен быть произведен без посторонней помощи, т.е. силами людей, находящихся в аппарате; 11 цена аппарата определяется по счёту 25 000 рублей за каждые 100 л.с.; 12. Помимо других предметов… аппарат снабжается альтиметром, компасом, оборудованием электрического освещения приборов, набором инструментов».
Балтийский флот принял предложение авиастроителей, но затребовал грузоподъёмность в 1000 килограммов. Русско-Балтийский завод ответил - будет 1500. Согласие морского министра было получено. Однако полной уверенности в необходимости самолёта такого типа, как «Илья Муромец», у руководителей морского ведомства не было. Предложение было слишком дорогим.
Планировавшийся на конец февраля 1914 года демонстрационный полёт самолёта «Илья Муромец» в варианте гидросамолёта с модифицированной силовой установкой (два двигателя «Сальмсон мощностью по 200 л.с. и два «Аргуса» по 115 л.с.) пришлось перенести на более позднее время - из-за того, что ангары в Либаве к февралю ещё не были построены и по ряду других причин.
Постановка гидросамолёта Игоря Сикорского «Илья Муромец» на поплавки на Авиационной станции в Либаве.
Первый полёт над акваторией Либавского порта «Илья Муромец» совершил 14 мая 1914 года. За штурвалом сидел сам конструктор - Игорь Сикорский и лётчик авиационной станции лейтенант Григорий Лавров.
Морские летчики-офицеры, откомандированные в Либаву для осмотра новой машины, отметили в отчёте: «Первый гидроплан «Илья Муромец» представляет из себя сухопутный аэроплан, поставленный на поплавки (два центральных и один добавочный под хвостом). Аппарат после небольшого разбега по воде легко взлетел, летал 12 минут и отлично сел. Управляемость на воде хорошая, ибо кроме рулей можно пользоваться разницей оборотов моторов с той и другой стороны».
Интерес флота к новому гидросамолёту был очень велик. Предполагалось поставить по четыре экземпляра Балтийскому и Черноморскому флотам. Несколько ранее, 14 апреля, услышав о постройке «Муромца», представители Великобритании попросили разрешения ознакомиться с ним, но Морской министр им вежливо отказал.
Гидросамолёт Игоря Сикорского «Илья Муромец» у причала на Авиационной станции в Либаве.
Целый месяц «Илья Муромец» взлетал и садился на воду в аванпорту порта Императора Александра III, и не только. Для пробежек по воде с целью испытания двигателей неоднократно использовался и протяжённый канал Военной гавани (известный ныне как Тосмарский канал). Пожалуй, это был единственный самолёт за всю историю авиации в Лиепае, когда самолёт самостоятельно передвигался по этому каналу. (Истории, когда самолёты плавали по нему на плотах, относятся ко времени на пару десятилетий позднее.)
К сожалению, история первого в мире четырёхмоторного гидросамолёта не имела продолжения. Единственный экземпляр «Ильи Муромца» на поплавках погиб при досадных обстоятельствах во время эвакуации Либавской авиационной станции в Кильконд. Самолёт просто был намеренно сожжён своими же лётчиками, находясь на плаву, но это уже другая история.
У его сухопутных собратьев судьба сложилась более счастливо. Всего было построено 85 экземпляров воздушных гигантов, которые летали в российском небе вплоть до 1922 года, в том числе работая на регулярных пассажирских линиях.
Самолёт Сикорского «Илья Муромец» в канале Военной гавани порта Императора Александра III.
Май 1914 года.
На северо-западном берегу острова Эзель (Сааремаа), в бухте Кильконд (Кихельконна), интенсивное строительство авиационной станции 1-го разряда началось все лишь чуть позже, чем в Либаве. Среди пустынного острова, в отдалении от эстонского посёлка, построили целый авиационный городок с железобетонными ангарами, службами, помещениями для офицеров и команды, водопроводом, мастерскими, пристанью и слипами - почти точную копию авиационной станции в Либаве. До лета 1914 года она оставалась пустой - лишь потому, что все самолёты Балтийского флота, которые можно было пересчитать на пальцах одной руки, находились в порту Императора Александра III, и для Кильконда самолётов просто не было. Ближе к лету на флот стали приходить новые лётчики и новые самолёты, в том числе первые российские летающие лодки конструктора Григоровича. Однако жизнь этой авиастанции изменили совсем другие события.
Авиационная станция в бухте Кихельконна (Эстония, остров Сааремаа). Сохранившиеся до наших дней постройки авиационной станции «Кильконд» российского Балтийского флота. Фото 2014 года.
Весной 1914 года мир неуклонно катился к войне. В преддверии грозных событий флот стал скупать практически всю пригодную авиатехнику. И не зря: 19 июля Германия объявила войну России. Опытная авиационная станция порта императора Александра III была вынуждена перебазироваться в Кильконд, где продолжился её славный боевой путь. В мае 1915 года немецкие войска вошли в Либаву.
Май 1915 года. На первом плане германский миноносец «V-107», подорвавшийся на мине в аванпорту Либавы. На берегу видны здания (слева направо): Свято-Никольский Морской собор, Дом Офицерского собрания, Штаб порта, трубы котельной при Манеже и главной электростанции, здание телеграфа, ангары и мастерские Опытной авиационной станции.
Ярополк Доренский
Глеб Юдин
Примечания:
1 РГАВМФ ф. 736 оп. 1 д. 94 л. 280
2 РГАВМФ ф. 736 оп. 1 д. 40 л.272
3 РГАВМФ ф. 928 оп.1 д. 869 л.12-21, ф. 928 оп. 1 д. 870 л. 48
4 РГАВМФ ф. 418 оп. 1 д. 48 л. 370-375
Источники:
Артемьев А. Морская авиация отечества. «Авиация и космонавтика» 2010 г. №№ 7-10,12; 2011 г. №№ 1-2.
Иванов В. Крылья над морем. Как создавалась авиация военно-морского флота России. «Новый Оборонный Заказ. Стратегии» 2013 г. № 3.
Лашков А. Перевернутый полет лейтенанта И.И. Кульнева. К 100-летию первого в мире полета вниз головой на гидросамолете.
http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11878111@cmsArticle Петров. Г.Ф. Гидросамолёты и экранопланы России 1910 - 1999. «Русское авиационное общество» РУСАВИА, 2000.
Сто лет самолёту «Илья Муромец». «Авиация и космонавтика». 2013 г. № 12.
Российский государственный архив Военно-морского флота.