Отъезд Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Фёдоровны с Августейшими детьми. (24 августа 1903г.)
"С 4 часов дня, в воскресенье, на пристани в так называемой Зимней гавани Либавского порта начали собираться начальствующие военные и гражданские лица и представители сословных и общественных учреждений. На пристань прибыли: Военный Министр Куропаткин, Управляющий Морским Министерством Авелан, Командующий войсками Виленского военного округа Гриппенберг, Комендант Либавской крепости Кршивицкий, Курляндский Губернатор Шталмейстер-Свербеев, Командир Порта Императора Александра III Ирецкий с заместителем контр-адмиралом Загорянским-Киселем, Строитель порта Мак-Дональд, главный доктор Морского Госпиталя Холшевников, Предводитель дворянства Ливен и другие начальствующие лица. В 5 ч.30 мин. На пароходе «Тосмаре» прибыли Августейшие дети Их Величеств, а в 6 ч. 5 мин. На паровом катере изволили прибыть Их Императорские Величества. На пристани Их Величества были встречены губернатором, имевшим счастье поднести Ея Величеству Государыне Императрице букет из роз, и начальником торгового порта подполковником Бухариным, рапортовавшим о положении порта. Их Величества милостиво изволили прощаться с присутствующими, и войдя в вагон, в 6 ч. 15 мин.изволили отбыть в г.Беловеж гродненской губернии. Курляндский губернатор Шталмейстер-Свербеев отправился с поездом для сопровождения Их Величеств до границы Курляндской губернии. Крики ура сопровождали уходивший поезд".
"Либавский Ллойд". август 1903г.
----------------------
Журнал "Нива". 1903г.
"В тот же день в 6 часов вечера отбыли Их Величества с яхты «Штандарт» в катере на пристань для отбытия из Либавы по железной дороге. Несколько раньше на портовом пароходе были перевезены Августейшие Дети Их Величеств и заняли места в Императорском поезде, поданном к пристани. Пристань, красиво построенная и драпированная, была наполнена съехавшимися проводить Их Величества; - дамы с цветами в руках, дворяне в мундирах, во главе с губернским предводителем князем Ливеном; горожане с городским головой Цинком; биржевое общество со своим председателем г. Смитом; вся набережная была сплошь заполнена официальными лицами, съехавшимися проводить Их Величества. Тут были Губернатор, представители гражданской администрации и сословий.
На пристани находились: Военный Министр генерал-адъютант Куропаткин, Управляющий Морским Министерством, генерал-адъютант Авелан, (ген.- адъют. Авелан отбыл из Либавы в тот же день в 8 часов вечера на яхте «Штандарт», а военный министр и командующий войсками с ночным поездом Либаво-Роменской дороги.)
Командующий войсками Виленского военного округа генерал-от-инфантерии Гриппенберг, Курляндский Губернатор шталмейстер Свербеев, комендант Либавской крепости ген. Кршивицкий, строитель военного порта ген. Мак-Дональд, Попечитель учебного округа Извольский, губернский предводитель дворянства князь Ливен, все уездные предводители и другие начальствующие лица, а также дамы и представители городских и общественных учреждений. Издали несшееся «ура» возвестило, что приближаются Их Величества. В ковше стояли суда расцвеченные флагами, и с них, и с берегов, полных народа, неслись приветы Царю и Царице. Сперва подошёл катер с Государевой Свитой и Министром Императорского Двора. Затем прибыли Их Величества. Тесной группой толпились на узкой набережной провожавшие. В 6 ч. 5 м. подошёл к пристани пароход «Тосмар» с Их Величествами Государём Императором и Государыней Императрицей Александрой Фёдоровной. Встретили Курляндский Губернатор и начальник порта Бухарин. Губернатор поднёс Государыне Императрице букет удивительно нежного подбора роз. Государь Император, удостоив многих из провожавших милостивых слов, ещё раз благодарил представителей дворянства и города за прекрасный приём. Затем Их Величества вошли в салон-вагон и в 6 ч 15 м отбыли, провожаемые кликами «ура» в Беловеж, Гродненской губернии. Императорский поезд отходил от дебаркадера при несмолкаемых и восторженных кликах. Обнажились все головы, Их Величества кланялись из окна вагона. Их Величеств сопровождали фрейлины княжны Орбелиани и Оболенская, Министр Императорского Двора, а также генерал-адъютант Гессе, гофмаршал граф Бенкендорф, Свиты Его величества генерал-майор Мосолов, обер-церемониймейстер барон Корф, лейб-хирург Гирш, флигель-адъютант граф Гейден; на поезде - инспектор императорских поездов гофмейстер Копыткин и комендант поезда генерал-майор Ширинкин. Курляндский губернатор Свербеев сопровождал Их Величества в Императорском поезде до границы губернии. Либава проводила своих Августейших Гостей и долго будет вспоминать эти дни Царского пребывания, дни редкого счастья, выпавшего на её долю.
Так кончились знаменательные Царские дни в Либаве, впечатление от которых следующими прекрасными словами характеризует «Либавский Вестник»: «Разъехавшиеся по городам и сёлам курляндские жители повезли с собой рассказы о виденном и слышанном, об обожаемом Монархе, где и когда Его видели, рассказы о том моменте, в который экипаж промелькнул мимо их взоров: о всех привлекающей чарующей улыбке, которою Государыни дарили лицам, имевших счастье представляться Им. Восторг детей, учеников, гимназисток, с которыми в парке Государыни милостиво разговаривали, расспрашивали; уличная толпа, в которой на каждом шагу можно было видеть людей, плакавших от умиления счастья, что Господь привёл их увидеть своих Государей, это возбуждение толпы, этот общий подъём духа, восторг, это завидное чудное, желание народа сделать всё, чтобы Государь мог видеть горячую бескорыстную любовь своего народа - всё это прошло, остались в голове только воспоминания и сожаление, что уже не скоро возвратится это счастье»...
..."Когда в тот день стало известно, что, может быть, Царский поезд остановится на станции Приекульн, то в надежде иметь счастье видеть Их Величеств при проезде, крестьяне-дворохозяева имения Приекульн и члены схода выборных Прекульнской волости, со старшиной во главе и писарем, к 6-ти часам собрались на железнодорожную станцию. В 7 ч. 30 м., при восторженных криках ура, Царский поезд подошёл к станции. Государь Император, выйдя из вагона, изволил подойти к крестьянам и принял хлеб-соль от старшины Клава Габалина, обратившегося к Его Величеству с просьбой приянть Всемилостивейше хлеб-соль от верноподданных Ему крестьян Прекульнской волости. При приёме крестьянской депутации присутствовал г. Начальник Губернии. Его Величество, подав руку присутствовавшему тут же Непременному Члену Курляндского по крестьянским делам присутствия Мирковичу и поблагодарил собравшихся крестьян за хлеб-соль, осчастливил старшину милостивыми расспросами о его службе по выборам и о прежней военной службе. Затем Государь Император подошёл и подал руку местному помещику барону Н.Н. Корфу, который выразил Его Величеству свою глубокую радость, и насколько он счастлив иметь возможность приветствовать своего Государя в границах принадлежащего ему имения, присовокупив, что молитвы верноподданных Приекульнских жителей сопровождают Их Величеств всегда и всюду. За это Государь Император осчастливил его милостивыми словами благодарности. Тем временем баронесса Корф была принята в вагоне Её Величества и имела счастье поднести Государыне Императрице роскошный букет живых цветов, причём была удостоена милостивых расспросов относительно имения Приекульн и того, постоянно ли в нём проживает. По выходе баронессы Корф из вагона, Их Величества вторично обратились к ней и её мужу с милостивыми словами. В это время поезд стал отходить, Государь императора ещё раз поблагодарил крестьян. Дружное «рады стараться» перешло в восторженное «ура», не смолкшее, пока поезд не исчез из вида".
"Нива". 1903г.