Прогулки по Владимиру-на Клязьме. Белокаменные памятники архитектуры.
Jan 10, 2017 22:45
Андрей Боголюбский, став великим князем, решил перенести федеральный центр во Владимир. Новой столице нужен был кафедральный собор, да такой, чтоб затмил величием Софию Киевскую и Софию Новгородскую. Успенский собор, строительство которого было начато в 1158 году, превзошёл Софийские по высоте. Владимирская икона Божией Матери, похищенная благоверным князем в Вышгороде, стала его главной святыней. В 1186-1189 годах по указанию младшего брата Андрея, Всеволода, собор был перестроен и расширен:
7 февраля 1238 года собор был взят и разграблен татарами, погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном:
Постепенно федеральный центр перемещается в Москву, туда переезжает митрополит, затем чудотворная икона Божией Матери, наконец, в Москве по образцу Владимирского был воздвигнут свой кафедральный Успенский собор. В начале XVII века собор находился в запустении: "птицы внутри его во множестве вили свои гнезда". В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, и Государыня выделила средства из бюджета на реставрацию. Храм в то время выглядел иначе - [с луковичными куполами и уродливыми контрофорсами по углам] . Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня, архитектор Вершинский был большой затейник - к классике добавлено немного готики в виде стрельчатых арок. В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, что несколько оскорбляет чувства глубоко верующих - заходит православный в храм, а с него требуют входной билет. Куда смотрит патриарх? Великому князю в новой столице нужны были Золотые Ворота, как в Иерусалиме, Константинополе и Киеве. Они сохранились, хотя и в перестроенном виде. Вид сзади:
Татары не смогли взять ворота приступом и проникли в город через пролом в стене. Дубовые створки ворот, обитые позолочеными медными листами, монголо-татарские захватчики сняли и повезли в Орду, но, согласно одной из легенд, утопили в Клязьме, на которой проломился лёд. При Леониде Ильиче хитрые японцы, якобы, просили безвозмездно вычистить русло Клязьмы, а весь мусор вывезти на свои острова, однако мы не купились на дешёвую провокацию. Валы с обеих сторон Золотых ворот, согласно другой легенде, были срыты в 1767 году по распоряжению Екатерины II. Ее карета застряла в огромной луже под аркой, после чего были организованы объезды ворот. Но без валов ворота стали разрушаться, поэтому вскоре были сооружены боковые укрепления. Сейчас Золотые Ворота - визитная карточка города. Дмитриевский собор возведен в 1193-1197 гг. на княжеском дворе Всеволодом (в крещении Димитрием) Юрьевичем по прозвищу Большое Гнездо и освящён в честь великомученика Димитрия Солунского:
Как и церковь Покрова на Нерли, раньше нижнюю часть собора окружали галереи, но их [разобрали при Николае I] . Зато верхняя часть поражает изысканой белокаменной резьбой:
Крест собора с подножием в виде полумесяца, его уменьшенное изображение повторяется на концах. Символ полумесяца - это корабль церковный, ведомый Кормщиком-Христом. Такой крест похож на якорь, изображение якоря в период преследования первых христиан языческими властями Древнего Рима заменяло им образ креста. На самом резном кресте среди сказочных растений - павлины, в раннем христианстве они были символами воскресения и бессмертия. Крест собора венчает позолоченый голубь:
В древнем искусстве голубь служил символом чистой любви и дружбы. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В Новом Завете Святой Дух снизошел на Спасителя в виде голубя. Вот такой символ, а не просто флюгер.