Рок и немножко нудно

Aug 28, 2006 11:31

Пребываю в некоторой прострации. Пробуждение было противным. Меня подгружает, и я хочу кого-нибудь погрузить.
Гуляя по ЖЖ, нашел крайне любопытные записи
the_sau, из которых многие вызвали горячее согласие (а многие- горячее несогласие). В том числе- касательно ее нелюбви к т.н. "русскому року". Я, уехав из России, от этого явления надеялся спастись. И почти удалось. Но нет-нет, а зазвучит из мультимедийных колоночек одного моего коллеги что-нибудь этакое. Так что ниже излагаю свои мысли о

Роке.

Прежде всего, такой вещи, как "русский рок", в природе нет. И никогда не было.
Есть, например, французский шансон- это определенная манера исполнения, определенные тексты, плюс своеобразная мелодика и манера аранжировок. Это направление, узнаваемое во всем мире, международный бренд, если угодно.
Есть немецкая электроника. Кстати, что забавно, в то время, когда возникли пионеры этого направления, группы Kraftwerk и tangerine Dream, понятия электронной музыки еще не было, поэтому в мире это называли "капустным роком", "krautrock" (немцы особенно в Америке известны как "капустники"). Немцы определили звучание электроники на 30 лет вперед, в музыке Kraftwerk эмбрионально заложены и electro, и techno, и trance, и lounge.
Есть британская гитарная музыка. То, как звучат гитары, до сих пор диктуют в туманном альбионе.
Ну и так далее... "Русский рок" не дал мировой поп-музыке ровным счетом ничего, а только понадрал везде по чуть-чуть. Если, скажем, звук немецких Einstuerzende Neubauten был в 80-е годы для жителей Америки откровением (настолько, что они смирились с немецкими текстами, и научились выговаривать непроизносимое название этого коллектива), то, поставь им что-нибиудь, что крутится на "Нашем Радио", они гарантированно скажут, что похоже это на такую-то и такую-то, десятилетней давности группу, только записано плохо, аранжировано скучно, и спето непонятно.
"Русский рок"- понятие кухонное, кастрюльно-самодельное, подделка вроде часов, которые на Тайване лепят "под фирму". Но при этом, в отличие от этих часов, подаваемое с пафосом откровения господня.
Своего характерного звучания российские рокеры не изобрели. Я хорошо помню мой разговор с одной талантливой московской певицей, когда на мое замечание о том, что, мол, на "Мосфильме" сейчас стоит та же студийная аппаратура, что на Abbey Road в Лондоне, она презрительно сказала: "ну да, только нахрена козе баян?".
О музыке применительно к року говорить неприлично. Диатонику изобрели наши далекие предки как подарок всем далеким потомкам- юнцам, бренчащим на гитарах у костра.
Тексты- главный козырь и последний бастион защитников этого несуразного направления. Мол, "у нас глубже, у нас с душой".
И опять-таки, strictly for the birds, строго для тех, кто не силен в английском и других языках.если кто жаждет глубоких текстов- послушайте Джима Моррисона, и поймете, что наши "музыканты" в очередной раз изобрели велосипед. Но лучше не слушайте. А включите Lili Marlene, простенькую песенку, которая, тем не менее, давно в золотом фонде мировой музыки. Или Becaud, "Natalie". Или... да господи, Beatles, "yesterday".
Тексты Шевчука, Бутусова (пардон, Кормильцева), Цоя- это совершенно кастрированная поэзия, серебрянный век для бедных, плюс пафос Пушкина, Лермонтова, Гете и Шиллера вместе взятых.  Чтобы в этом убедиться, можно распечатать текст любой песни и пробежать его глазами. Хоть одна интересная рифма, хоть один неожиданный ритмический ход- и с меня ящик шампанского.
И меня лично раздражает не явная суррогатность этого, как в случае с часами из Азии, а желание подать это как что-то уникальное и самостийное. Более того- они, кажется, сами верят в то, что делают что-то оригинальное!

Впрочем, публика виновата больше. Потому что нет публики- нет и артиста. И если звезды зажигаются, значит... И это, ужы, везде так. Читают же Бегбеде (или Бегбедера, в русской транскрипции?), Уэллбека, Крахта, не подозревая, что Бретт Истон Эллис уже много лет назад сказал в этом жанре первое, главное, и последнее слово.

Я вообще не слушаю рок. Но если уж мне вдруг этого захочется, то я, конечно, захочу иметь первоисточник, а не "копию-с копии-с копии", не чай, завариваемый по пятому разу. То есть буду слушать the Smith, а не "Кино". David Bowie, а не Гребенщикова. The Cure, а не "Агату Кристи". Чего и Вам желаю.

политфилософия, мысли вслух

Previous post Next post
Up