Jul 11, 2020 19:43
У меня сегодня скука и графомания, так что букав будет много. Я тут короче услышал песню группы Чайф Псы с Городских Окраин, с подачи жены читая одну из более адекватных левых книг про расу (Итак, Вы Хотите Поговорить о Расе) и думал о протестах и о том, в чём эта книга права, а в чём не права. Ну, и слушал что жена говорит, она у меня учитель химии тут и учит два класса, продвинутый и не продвинутый, с очевидным и печальным расовым составом обоих.
Пункт первый, самый мутный, так что с начала. Про американцев есть стереотип, что они нифига не знают как мир устроен, где Украина а где Уругвай. Как водится, тут есть доля правды, но я лично в этом не вижу ничего плохого - объясняется это тем, что американцы в США :) Такое же происходит даже в пределах России с Дефолт Сити. Я-то ещё имею склонность к знаниям и, будучи из Москвы, помню где Таймыр где Сыктывкар, и всё равно имел об остальной России, и как там люди живут, весьма абстрактное представление. А для многих что Краснодар, что Красноярск; даже большинство, которое не смотрит на остальную Россию свысока, об этом просто не задумывается - а зачем? Всё это замкадье на них почти никак не влияет, разве что там война какая-нить или олимпиада. Многие американцы средние также вполне справедливо редко даже задумыются глубоко о каких-то непонятных странах, которые им в обычной жизни как мне в Москве Красноярск. А если и задумываются, то о больших каких-то вещах, что в новостях рассказали - не о быте и системе... самая простая эвристика же, это думать что всё неизвестное (о чём ты никогда не думал) работает как такое же, но знакомое, то есть в данном случае местное. Это в принципе часто заметно в рассуждениях, даже у образованных. Так вот, и в этой книге, у автора которой вроде хорошее образование и отец из Нигерии мог дать другую перспективу, тоже - допущения, часто невысказанные, как будто американская система, как всё работает, и опыт - универсальны. А что уж говорить у тех, у кого папа не из Нигерии и книг они не пишут - у них такая фигня может быть разве что в подкорку не зашита.
Пункт второй. Если бы белая группа из какого-нить Чикаго записала такую же песню про городские окраины Чикаго, её бы тут же, и довольно справедливо, отправили бы на костёр за расизм, так как всем понятно, какого цвета были бы у них герои текста. В то же время, слушая от Чайфв жизнеописание быта гопников (в данном случае уральских начала 90х, но принцип универсален), я даже и никогда и не думал о их этнической принадлежности - ежу понятно, что они все такие же русские, как и я. Но! Их русскость не мешает мне их презирать и ненавидеть (и да, не надо язвительных комментариев что я бы им это в лицо не сказал - конечно, не сказал бы, я же не идиот). Если бы я, ещё живя в России, услышал, что милиция случайно убила судимого за грабёж русского гопника при задержании, я конечно был бы чуть-чуть недоволен что у нас такая милиция, без суда и следствия, но в целом - туда ему и дорога.
Пункт третий. В разницу между расами я не верю (и спорить об этом не собираюсь), поэтому причина расового неравенства в плане результатов в США для меня очевидна. Цветных 200+ лет чморят так и сяк - начали с рабства, потом Джим Кроу и бытовое игнорирование прав, и далее через редлайнинг и войну с наркотиками, и т.п. Получается самовоспроизводящаяся бедность из поколения в поколение, из которой даже так-то выбираться трудно, если бы весь оставшийся прямой расизм вдруг пропал - а когда сверху ещё постоянно добавляют, тем более. При этом, скажем, одна из наиболее образованных в среднем этническая группа в США - это нигерийские иммигранты; я думаю, потому что они приезжают, как и скажем русские, без всего этого багажа, и успешны даже несмотря на остающийся кругом бытовой расизм. Вся эта система и история это вроде как то, что активисты называют системным расизмом, системой угнетения, белой супремаси, и т.п. Что справедливо, с одной оговоркой.
Сведём это все вместе. Есть, конечно, настоящие леваки, для которых сумасшедший бомж, попытавшийся сбросить случайную прохожую с моста, это жертва капитализма, которую надо немедленно отпустить. Типа кшамы савант в Сиетле. Но их, всё-таки, меньшинство, и речь не о них.
Вот есть американец, у которого сердце в правильном месте, и видит он какой-то беспредел типа полицейского, или там даже скажем что бедных не берут в программисты. С одной стороны, вроде быдло и быдло, ну и фиг с ним - гопников в МГУ тоже редко принимают. С другой, оказывается что жертвы-то - сильно непропорционально цветные! Проблема, однако. При этом, со своей амеро-центричной позиции, он даже не задумывается (знаю из личного опыта разговоров), что может быть по другому - как я даже и не задумывался наоборот, что в Свердловске у гопников есть какая-то раса, пока не стал сравнивать две страны. Так что, в любом решение проблемы, которое он может вообразить, посылы "не надо чморить цветных" (справедливо и самоочевидно) и "не надо чморить андеркласс", практически идентичны. Хотя, абстрактно, чморить андеркласс как раз надо, если уж у нас пока не пост-дефицитная экономика.
В этот момент, если он думает дальше, у большинства случается развилка.
Или он думает что жизнь одна, жить её лучше подальше от гопоты, и свиничивает (ну или продолжает жить) в субурбы или жентрифицировнный район и отдаёт детей в хорошую школу. Раньше он это делал без угрызений совести, и называлось это уайт флайт. Но теперь после всех этих мыслей, он чувствует себя слегка виноватым, так что в это же время голосует за демократов, регулярно жертвует бабло на справедливость и поддерживает всякие косметические меры, которые для нескольких поколений бедности как слону дробина (ну и конечно ходит в ресторан фэйрстарт и т.п., куда уж без личного вклада). И вот он платит эти микро-индульгенции, чувствует себя хорошо, и ничего не меняется. Это как раз то как мне кажется, про что БЛМ активисты говорят что мол молчание это причастность к насилию - я с этим не согласен, так как у меня аллергия на коллективизм, но их можно понять. Это как бороться с изменением климата, попивая в своём дизельном джипе через трубочку многоразового использовния смузи из исключительно местных фруктов.
Или случается замыкание мозга, и пациент проникается постмодернистским бредом про бесклассовое общество, преступников не сажать, национализировать Амазон, квоты на приём в начальники, вместо белой науки - другие виды познания , и т.п. Кого как далеко занесёт. Потому что даже не осознаёт, что можно одновременно и поддерживать цветных, и презирать андеркласс, придерживаясь т.н. ценностей эпохи просвещения. Очевидно же (с этой узкой позиции) что все эти капитализмы, полиции, науки и т.п. - по определению против цветных. Что уж тут делать, надо присоединяться к борьбе бобра с ослом. Молодёжь в дорогих городах, у которой бабло свалить в хороший район пока не отросло, а ЧСВ ещё не отсохло, проникается такими идеями куда сильнее. Ну, а немногочисленные настоящие леваки этим пользуются. Для примера, влияние таких людей было видно на примере кампании Сандерса в 2015 году - сначала он топил за частично-разумную технократию типа государственной медицины и минимальной зарплаты, и я даже подкинул ему бабла на социальную демократию, а потом набижали активисты, и пришлось срочно переквалифицироваться в борца с духо-мерзкими нефтепроводами, потому что такая уж электоральная база. Ну и недавние требования Сиэтльских протестущих, где разумные призывы от БЛМ типа не душить задержанных и не стрелять без разбору смешаны с мечтательным левацким сюром 50/50, доставляют - реальные леваки всё это пропихнули, пользуясь описанным выше неизбежным замыканием у нормальных активистов.
И это, кстати, вызывает очевидный обратный клин у правых, которые видят всё это и офигевают.
Ну а третьий, разумный вариант, в США исключительно редкий. Так что имеем то, что имеем.
Как вам такая трактовочка?
От себя - я лично хочу, чтобы не выкидывали ребёнка вместе с грязной водой - белую выкинуть, а супремаси оставить. Пусть разноцветный (в ожидаемой пропорции) средний класс смотрит с презрением, как полиция угнетает таких же (+- в такой же пропорции, как средний класс), гопников. Поэтому я в теории поддерживаю меры по уравнению стартовых возможностей, вплоть до целевых репараций, ну и реформу финансирования школ, зонинга и т.п., если это всё делать по умному, а не по лозунгам. И, естественно, не поддерживаю постмодернисткую часть (почти всё, что нельзя назвать патернализмом - про сочувствие, понимание, империализм и угнетение, и прочий шлак). Но, боюсь, из-за груза истории в США жить в эту пору прекрасную не придётся ни мне, ни тебе, так что остаётся, как завещал Пушкин, "Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать". Как выше, но более осознанно.
США