Еще тридцать лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Ее изучают, ей следуют. Ее даже почти не критикуют, что случается крайне редко в нашем беспокойном информационном пространстве, ведь вся критика легко разбивается о высочайшие показатели авторитетных рейтингов. Почти десять лет Финляндия занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что ее главное преимущество состоит в том, что она relaxed («расслабленная»). Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток ее же в том, что она too relaxed («слишком расслабленная»). Это значит, что для достижения максимальной эффективности, человек не должен быть напряжен. Ведь напряжение - это стресс, когда ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание.
Если вы помните
, в советской школе двойки в качестве итоговой оценки были исключением. Но не потому, что учителя были такими добрыми и внимательными, а потому что им не хотелось портить отчетность. Здесь фактор отчетности не так важен, но в систему заложен определенный средний уровень, и если ребенок не успевает, делается все, чтобы ему помочь. Организуют дополнительные занятия, помогают с домашней работой. В общем, всеми силами дотягивают слабенького до среднего уровня.Однако если ребенок выше среднего уровня, умный, способный и учеба ему дается легко, то здесь и выплывают 25%, которые условно относятся к недостаткам системы. Одаренный ребенок, как правило, получает недостаточную нагрузку. Его потенциал оказывается невостребованным, и дальнейшее развитие уже находится полностью в компетенции родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы. Кстати, стоимость таких занятий совсем недешевая - средняя цена часа с репетитором составляет 40-60 евро.
Иностранные языки в финской школе начинают учить с третьего класса. Каждый ученик может выбрать язык на свое усмотрение. Многие директора школ настраивают родителей, что английский - это второй родной язык. Или даже третий, потому что в шестом классе начинается обязательное изучение шведского языка. Финляндия считается страной двуязычной, хотя шведский язык - родной лишь для 6% населения.
В восьмом классе можно взять еще один язык. Тут школьники обычно выбирают испанский, русский или китайский. Русский язык в последние годы набирает популярность: если раньше им владело около 3% финнов, то сейчас прослеживается тренд на увеличение числа изучающих его школьников. Родной язык плюс четыре иностранных - вот набор, с которым покидает учебное заведение финский школьник.
В Советском Союзе был такой слоган: «Не можешь - научим, не хочешь - заставим». В Америке он звучит иначе: «Не можешь - твоя проблема, не хочешь - твоя проблема». А для Финляндии актуальное третье прочтение: «Не можешь - научим, не хочешь - твоя проблема». Вот это желание учиться, отданное на откуп самому ребенку, и есть самое сложное для принятия взрослыми.
http://mel.fm