Господин инженер.

Mar 14, 2016 20:49

Оригинал взят у chapleeng в Господин инженер.
                                                                 Глава 2. Дети Тифлиса

Когда Александру Прокофьеву уже было два года, в далёком Тифлисе в богатой грузинской семье мирового судьи Михаила Картвелишвили 9 сентября 1896 г. появляется на свет его тёзка - Александр. Оба Александра из Тифлиса познакомятся только через тридцать пять лет в США, когда достигнут высшей квалификации в самолётостроении.

Когда случилась революция, армия разбежалась и в Грузии образовалось своё правительство, которое посылало во Францию молодых офицеров учиться авиационному делу, то среди них оказался, и поручик Александр Картвелишвили.
Пролетели годы напряжённой учёбы. В качестве дипломного проекта студент Картвелишвили выбрал дальний пассажирский самолёт с четырьмя моторами. Он уже мечтал строить такие самолёты в Тифлисе и прославить свою любимую Грузию их полётами по всему миру.
Но письма из дома не радовали. Красная Армия заняла Грузию, и террор ОГПУ приводил в ужас родителей Александра. Они умоляли сына не возвращаться в Грузию после окончания института. Париж наводнён беженцами из России, в том числе и из Грузии. Они рассказывают леденящие душу истории гибели лучших из лучших.
Когда Александру Картвелишвили вручали диплом инженера-механика по авиастроению, он вдруг осознал себя специалистом высшего класса в той области человеческих знаний, которая была его мечтой. Другой мальчик из Тифлиса, Александр Прокофьев, в это время тоже оказался далеко от России. Прославленный морской лётчик и герой прошедшей войны работал в США. Оба не подозревали, что в будущем они совместно внесут такой большой вклад в разработку непревзойдённых самолётов-истребителей, за который их признают гениями.



Александр Михайлович Картвели (Картвелишвили) в 1931 году познакомился со своим соотечественником Александром Северским - уже известным в то время в США авиаконструктором - и стал главным инженером в его компании «Seversky Aircraft Corporation». В годы Второй мировой войны создал тяжелый истребитель «P-47 Thunderbolt», широко использовавшийся как ВВС США, так и союзниками. Среди других известных разработок Картвели - послевоенные самолеты «F-84 Thunderjet», «F-105 Thunderchief» и «A-10».                                                            
Этот бывший подданный Российской Империи грузинского происхождения, оказался плодовитым и гениальным конструктором-практиком и блестящим организатором производства своих летающих изделий. Полный перечень его творений будет очень длинным.
Рассмотрим самое известное на сегодня творение Александра Картвелишвили - самолет А-10.

Уроки войны во Вьетнаме учли  заказчики и конструкторы. Для непосредственной поддержки сухопутной армии нужен был дозвуковой бронированный манёвренный самолёт с пушкой и большой бомбовой нагрузкой. Участвовать в создании нового штурмовика военные пригласили все ведущие самолётостроительные компании. Шесть из них разработали свои эскизные проекты и до 10 августа 1970 года прислали заказчику.



Среди них был и проект штурмовика Картвели. Только теперь семидесятичетырёхлетний Александр Картвели представлял не самостоятельную компанию "Рипаблик", а только авиационное подразделение с таким названием компании "Фэрчайлд Индастриз" в Фармингдейле. Уже пять лет, как у него поменялся хозяин, но всё осталось как было. Завод, конструкторское бюро и любимая работа. Просто хозяин "Фэрчайлд Индастриз" скупил все акции "Рипаблик", но предоставил Картвели полную самостоятельность. Проект его штурмовика поражал своей неординарностью. С первого взгляда многим он казался нелепым. Но при внимательном рассмотрении даже самые упёртые сторонники сверхзвуковых боевых самолётов вынуждены были признать - Картвели всё сделал, как надо.
Во-первых, это был совсем не маленький самолёт. Размах его почти прямоугольных крыльев превышал 17 метров. Такую размерность самолёта Картвели выбрал, чтобы штурмовик мог нести боевую нагрузку до семи тонн и не быть "голубем мира". Многие компоновочные решения продиктованы его стремлением обеспечить высокую боевую живучесть штурмовика. Два мощных реактивных двигателя с большой степенью двухконтурности он расположил в отдельных мотогондолах, отстоящих друг от друга на большом расстоянии.
При поражении одного двигателя сохраняется высокая вероятность сохранения работоспособности другого. По этому же соображению он выбрал два киля, а не один. Высокая степень двухконтурности двигателей была нужна для увеличения времени полёта. Место установки гондол двигателей выбрано таким потому, что их снизу защищают крыло и горизонтальное оперение, и исключается засасывание посторонних предметов с земли.



Схема низкоплана обеспечила короткие основные ноги шасси, которые убираются вперёд в гондолы. При этом колёса остаются в полуутопленном положении. Это позволяет совершить вынужденную посадку с минимальными повреждениями, когда шасси не выпускается. Низкое расположение крыла облегчает подвеску боевой нагрузки на восьми пилонах. Воздушные тормоза Картвели предложил выполнить в форме расщепляющихся элеронов с большой хордой. Четыре секции щелевых закрылков способствовали обеспечению приемлемой посадочной скорости. Установка требуемой многоствольной пушки "Вулкан" снизу носовой части фюзеляжа не вызвала трудностей.



Более трёхсот килограммов Картвели ассигновал на броневую защиту лётчика и жизненно важных агрегатов. Лётчик сидит в броневой коробке из титановых плит, скреплённых болтами. Такая конструкция должна его защитить от огня советской четырёхствольной зенитной установки "Шилка" калибра 23 мм.
Все с нетерпением ждали результатов рассмотрения экспертами ВВС конкурирующих проектов штурмовика, представленных разными компаниями. Наконец, 18 декабря 1970 года было объявлено, что победителями конкурса проектов становятся "Рипаблик авиэйшн дивижн" в Фармингдейле компании "Фэрчайлд" и "Нортроп" из Калифорнии. Каждому победителю выдаётся контракт на детальную разработку проекта и постройку двух опытных машин. Их сравнительные лётные испытания решат, чей штурмовик будет принят на вооружение ВВС США.
Решение Материального управления ВВС США было объявлено 18 января 1973 года. Победителем признан штурмовик Картвели. Это был их день! В Фармингдейле все поздравляли друг друга. И, конечно, главным героем был совсем седой Александр Картвели. Победила его концепция. Его конструкция штурмовика признана лучшей.
Отдавая дань невероятному успеху Авиационного дивизиона "Рипаблик" в Фарминдейле и значению их победы в конкурсе, руководство компании "Фэрчайлд" решило изменить её название на "Фэрчайлд-Рипаблик". Через полтора месяца компания получает правительственный контракт почти на двести миллионов долларов на производство предварительной серии из десяти машин YA-10A для войсковых испытаний. Конструкторы под руководством Александра Картвели вносят изменения по устранению недостатков, выявленных при испытаниях двух опытных машин, и выпускают серийные чертежи. Картвели теперь должен организовать сборочную линию своего детища, самого лучшего штурмовика в мире.


Вместо послесловия.

Остаток своих дней грузин Александр Картвели и русский Александр Северский провели вполне комфортно. Картвели уже не часто появлялся на заводе и предпочитал отдыхать дома, в кресле на лужайке своего большого лесного участка под внимательным присмотром своей любимой жены Джейн. Сборочная линия его серийных штурмовиков на заводе заработала. У него энергичные и талантливые ученики. Они уже прекрасно справляются с работой и без него. Когда он приезжает за рулём своего любимого английского "Ягуара" на завод, то с радостью видит в сборочном цехе стоящие друг за другом необычные большие самолёты с двумя бочками гондол двигателей над хвостовой частью фюзеляжа.



Александр Картвели сильно постарел за последние годы, но остался таким же добрым и внимательным к людям, каким был всегда.
Эти два авиационных гения, родившиеся в одном городе Тифлисе, работавшие много лет вместе над созданием лучших в мире самолётов, умирают в 1974 году с интервалом в один месяц.
Александра Михайловича Картвели (Картвелишвили) не стало 20 июля. Его похоронила жена Джейн рядом с могилой его мамы. Они с Александром четверть века приносили цветы на могилу Хелен. Теперь она будет приносить цветы на могилы мужа и свекрови. Попрощаться с боссом и другом пришло много народа. Тут и коллеги конструкторы его самолётов, и грузины, проживающие в Нью-Йорке и других городах США. О нём говорили много тёплых и благодарственных слов. О том, что его беззаветное служение прогрессу авиации будет примером для новых поколений инженеров. Через десять дней после кончины главного конструктора штурмовика будет получен заказ на выпуск первых 52 серийных А-10А.



Источник :




вопросы - кому мы там нужны?, Россия, США

Previous post Next post
Up