Моя история переезда в Германию по Blaue Karte

Feb 11, 2016 22:10

8 месяцев назад я написал в сообщество Пора Валить пост, где спрашивал совета как найти работу в Германии кандидату технических наук в области машиностроения; и вот, когда я наконец-то собрал себе письменный стол из Икеи в квартире в Дрездене, можно написать небольшой отчёт о том как мне это удалось.

Напомню входные данные:
  • окончил в 2011-м году МГТУ им. Н.Э. Баумана, специальность - “Гидромашины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика”;
  • работал после выпуска и вплоть до отъезда на своей кафедре, специализировался на написании математических моделей гидроприводов, ну и немного преподавал;
  • защитил в 2014-м году диссертацию про способ регулирования пневмогидравлической подвески на многоосных машинах;
  • на 4-м курсе учился 1 семестр в Дрезденском техническом университете, там же работал на кафедре гидравлической техники (IFD), где получил хорошую рекомендацию;
  • немецкий свободно на уровне общения, но в целом был немного подзабыт из-за отсутствия практики в течение пяти лет; английский - опять же на уровне общения с заиканиями, ну и написание статей через гугл-переводчик;
  • жена, по профессии - дизайнер, детей нет.
В группе многими мне был дан неутешительный прогноз: Blaue Karte - это только для программистов, в Германии сами немцы не могут найти себе работу, учёная степень - отягчающее обстоятельство, ибо überqualifiziert и лучше её скрыть, в промышленность можно и не мечтать прорваться, нужно начинать с университета, например написать там вторую диссертацию. Меньше было ободряющих комментариев, типа того, что со степенью наоборот оторвут с руками. Были очень полезные посты про список требуемых документов.
По итогам обсуждения я решил: степень не скрывать, на работу в промышленности особо не надеяться, смириться с тем, что возможно буду писать ещё одну диссертацию и начать рассылать резюме. Ещё пару недель я занимался сбором и переводом всех документов, и вот в конце июня всё было готово.
Для начала у меня имелась на примете вакансия моей мечты - работа в фирме ITI, разрабатывающей софт для одномерного математического моделирования технических систем под названием SimulationX, где как раз требовался гидравлик, список задач которого практически полностью совпадал с моей деятельностью в России. Я был подписан на рассылку этой программы, т.к. работал в ней в Дрездене и нашёл вакансию просто у них на сайте.
Первое резюме, конечно, получилось комом, в частности, я совершил ошибку и зачем-то написал, что знания английского у меня средние (во всех остальных вакансиях, которые я находил, требовалось хорошее, либо свободное владение английским, после немецкого, конечно). Зато это было оригинальное резюме, которое я делал практически без копирки, и где я изложил чем мог бы быть полезен фирме. Конечно же, я был настроен, что меня тут же возьмут.
Прошла неделя и единственный результат, который я получил - вакансия пропала с сайта…
Но ничего, на этот случай у меня имелась ещё одна вакансия на заметке - на кафедре гидравлических приводов и систем управления (IFAS) в RWTH Aachen. Это очень крутая кафедра с большой лабораторией, там я согласен был писать вторую и даже третью диссертацию.
Резюме я отправил и через пару дней мне приходит ответ из ITI с просьбой прислать вкладыш к диплому, про который я вообще забыл. Для этого его нужно было ещё отдать в бюро переводов, поэтому отправил его я только через несколько дней и получил автоматический ответ, что HR в двухнедельном отпуске… Вакансия на сайте так и не появилась, и я не знал что и думать...
В Аахене ответа я так и не дождался и через неделю позвонил туда. Там мне сказали, что сейчас у них нет открытых вакансий, и вообще они всяких проходимцев не берут. С этого началось постепенный спуск на землю. Поэтому я решил задействовать последний, беспроигрышный вариант. Я написал в Дрезденский технический университет на кафедру, где у меня была отличная рекомендация. Резюме мне помог подкорректировать под текущие проекты кафедры мой бывший немецкий руководитель, который там работал, поэтому на этот раз я был уверен в успехе. Письмо кануло в Лету. Сразу скажу, что отказ я получил только в сентябре.
На этот раз я окончательно сдался и начал рассылать резюме на инженерные вакансии, связанные скорее с железками, чем с моими математическими моделями. К моему очередному разочарованию, на всех популярных сайтах я нашёл от силы десяток вакансий, которые формально подходили под моё образование, из которых половина находилась в маленьких городках-деревушках, куда совсем не хотелось переезжать. Я даже уже начал кусать локти, что не учился на электронщика или хотя бы CFD…
В эти фирмы я рассылал резюме, написанные практически по одному шаблону, в итоге получилось всего 6 штук. В итоге мне перезвонили в середине августа только из агентства EuroEngineering (как раз когда я был на конференции в Китае).
Впрочем, дальше этого собеседования дело не пошло, и в начале сентября я написал письмо отчаяния в ITI, где напомнил, что 2 месяца назад присылал своё резюме и спросил есть ли у меня ещё шансы. На этот раз мне ответил мой потенциальный непосредственный начальник, который в этот же день предложил собеседование по скайпу. Там было решено, что я выполню тестовое задание, которое представлю в виде презентации в течение одной-двух недель.
В задании нужно было смоделировать в их программе пневматическую систему из двух пневмоцилиндров и присоски, которые должны были перемещать по определённому алгоритму груз. Было два последовательно заложенных “подводных камня”, но ничего сверхъестественного. Задание я сделал примерно за день, ещё за день набросал презентацию и отправил. В середине сентября я доложил результаты по WebEx “комиссии” из начальника и нескольких сотрудников и получил положительное заключение.
Теперь нужно было приехать в Дрезден на формальное финальное собеседование с директором фирмы. С учётом процесса оформления визы поездка попадала на конец октября, как раз на день рождения моей жены. Поэтому мы решили убить двух зайцев, поехать на несколько дней, отметить в Дрездене день рождения и заодно подобрать квартиру.
На собеседовании меня больше всего поразил тест от отдела кадров, где нужно было выбрать личные качества из списка в несколько десятков наименований. Знакомых мне слов там было от силы процентов 20, подчёркивать пришлось от балды, поэтому я до сих пор стараюсь избегать общения с женщиной, которая давала мне этот тест (не знаю что после этого она обо мне думает).
Беседа с директором прошла гораздо спокойнее, поговорили в том числе про мою диссертацию, про преподавательский опыт и в итоге мне предложили контракт с Нового года с суммой около нижней границы для Blaue Karte для редких специальностей. Я заранее оценил цены в Дрездене, по предварительным расчётам оказалось, что на эти деньги здесь можно спокойно жить вдвоём, поэтому, конечно же, я недолго думая, согласился.
У начальника узнал, что на эту позицию искали сотрудника в общей сложности несколько лет. Почему-то приходило много людей со знанием CFD, но никто не смог сделать тестовое задание. Учёная степень, ровно как и преподавательский опыт, положительно сказались на решении в мою пользу.
В итоге мне чудом удалось с первой попытки найти единственную на тот момент подходящую мне должность в Германии, чему я очень рад.
Конечно, мой пример из-за фактора случайности не показателен, но в качестве общих рекомендаций можно отметить важность резюме в части того, чем конкретно вы хотели бы заниматься в фирме и что своё могли бы привнести. В частности, первое же задание заключалось в развитии моей работы по теме, о которой я упоминал в резюме. Ну и конечно же, при поиске работы, если есть возможность, нужно связываться непосредственно с начальником отдела, куда вы хотите устраиваться. Это может сэкономить кучу времени и нервов.

P.S.: Кстати, с жильём нам повезло так же, т.к. мы успешно заселились в первую же квартиру, которую посмотрели. Но об этом в следующей части...

переезд, способ свала - blue card, Германия, инженер

Previous post Next post
Up