Так что же с русскими? Неконтролируемый стресс и выученная беспомощьность.

Jan 22, 2016 19:17

Нашел вот тут интереснейшую лекцию, которая отлично объясняет животно-запуганное состояние 86% россиян.

Интересного и полезного чтива там очень много(как, впрочем и не интересного), потому напишу тут только самые важные на мой взгляд моменты, а кому интересно изучить подробно - читайте всю лекцию.

Вкратце - россияне находятся в состоянии искусственно созданного стресса и именно по этому они управляемы и у них проявляются вещи вроде стокгольмского синдрома, поддержки агрессии и несправедливости, солидаризации с преступниками и тому подобные неестественные для здорового человека явления.



Как ввести в стресс:

1.1. Эксперимент Шенгер-Крестовниковой

В лаборатории И.П. Павлова его сотрудница Н.Р. Шенгер-Крестовникова обучала собаку отличать круг от эллипса, постепенно изменяя форму эллипса так, чтобы он все больше и больше походил на круг. Правильное решение подкреплялось пищей, неправильное - не подкреплялось. Когда соотношение осей эллипса достигло 8:9, собака стала ошибаться и не смогла научиться различать фигуры даже за три недели, а затем у нее внезапно исчезла способность отличать даже вытянутый эллипс и круг. Более того, пропали и все другие условные рефлексы, которые были выработаны прежде. Кроме того «собака, ранее спокойно стоявшая в станке, теперь была постоянно в движении и повизгивала». Таким образом, впервые в эксперименте было показано, что неконтролируемая ситуация приводит к нарушениям в поведении.

Эксперимент Шенгер-Крестовниковой

Безуспешные попытки различить фигуры вызвали неконтролируемый стресс, который через три недели проявился в когнитивном дефиците, аффективной нестабильности и мотор­ных нарушениях. Особенно важно то, что собака не испытывала боли, ее не пугали, собака не голодала - не были использованы биологически вредные для животного стимулы. Единственная причина развившегося расстройства была чисто психологической- невоз­можность решить задачу

В результате неконтролируемой ситуации произошли изменения во всех трех сферах психики экспериментального объекта. У собаки развились:

• когнитивный дефицит - собака утратила ранее выработанные навыки;
• моторные нарушения-собака постоянно была в движении;
• расстройства аффекта - собака постоянно повизгивала.

Расстройство поведения собаки в эксперименте Шенгер-Крестовниковой было вызвано не болевыми или какими-то другими неприятными воздействиями, а исключительно психо­логическим фактором - невозможностью контролировать изменения в среде.

Это эксперимент представляет собой важную веху в изучении психологических методов манипуляции поведением. Несмотря на то что неконтролируемый стресс используется многие тысячелетия для улучшения управляемости человеческих коллективов, именно эксперимент ШенгерКрестовниковой положил начало количественному изучению последствий психического воздействия, приводящего к депрессивно-подобному расстройству поведения, и изучению физиологических механизмов подобных нарушений.

1.2. Различные способы создания неконтролируемой ситуации

Чтобы стрессорная ситуация оказалась неконтролируемой, стрессорное воздействие должно отвечать одному или нескольким из следующих условий: к нему невозможно при­способиться, его нельзя предсказать, его нельзя избежать, от него нельзя избавиться, окончание воздействия тоже невозможно предсказать.

Раздражение должно наноситься нерегулярно. Только в таком случае стресс будет не­предсказуемым и, следовательно, неконтролируемым.

...

Подвергнутые неконтролируемому воздействию утрачивают способность к приобрете­нию новых навыков, хуже выполняют действия, которым научились раньше, у них изменяет­ся структура сна, ослабляется иммунитет, а на слизистой желудка и кишечника образуются язвы. Самый же драматичный эффект неконтролируемого стресса - агедония, утрата чув­ства удовольствия от привычных форм жизненной активности, прежде всего от еды и секса. Пропадает вкус и воля к жизни. Такое состояние, вызванное неконтролируемым стрессом, получило название «выученная беспомощность». Оно является моделью депрессии челове­ка, т.е. она имеет те же причины, механизмы и проявления, что и самый распространенный психоз, которым страдают от 10 до 20% населения Земли.

Один из симптомов аффективного дефицита человека и животных с выученной беспо­мощностью - агедония. Она проявляется, в частности, в исчезновении собственных желаний. Применительно к человеку - в ослаблении волевых качеств, желании что-либо пред­принимать самостоятельно. Исчезает умение, а главное, желание самостоятельно оценивать происходящее, принимать самостоятельные решения. Поведением человека с ослабленной волей управлять легко, поэтому формирование выученной беспомощности вследствие не­контролируемой ситуации - это старинный и широко распространенный способ манипуля­ции поведением.

Практическое значение неконтролируемого стресса заключается в том, что поведение подвергшегося ему животного или человека становится управляемым.

...

Когда государство ставит цель сделать управляемым все общество, оно прибегает к значительно более жестким мерам. Когда за любое действие человек может быть наказан, поскольку государство скрывает законы, постановления и инструкции, незнание которых не освобождает от ответственности, - это неконтролируемая ситуация, в которой оказываются все граждане. Например, император Гай Калигула объявил много новых налогов.

Налоги такого рода объявлены были устно, но не вывешены письменно, и по незнанию точных слов закона часто допускались нарушения; наконец, по требованию народа Гай выве­сил закон, но написал его так мелко и повесил в таком тесном месте, чтобы никто не мог списать.

[Для России это "жизнь по понятиям", которых никто не видел, но особые касты их знают или современное "правосудие" где предсказать исход суда очевидного преступления невозможно]

Один из ярких примеров выработки выученной беспомощности у больших групп лю­дей - «трудовые лагеря» фашистской Германии, активно функционировавшие до начала мировой войны. Их задачей было перевоспитание личности, которое проводилось с помо­щью непредсказуемого стрессорного воздействия. Правила внутреннего распорядка в лагере постоянно менялись, о чем не сообщалось заключенным. При этом любое нарушение этих правил каралось. Кроме этого, достаточно грубого приема, применялась «иррационализация»: заключенных заставляли выполнять действия, лишенные какого-либо смысла. Например, не только рыть ямы и тут же засыпать их, что заключенные могли бы объяснить садизмом конкретного охранника, но и попросту регулярно выслушивать правила внутреннего распорядка, которые и без того были вывешены на каждом столбе. В результате, подобно собаке Шенгер-Крестовниковой, заработавшей невроз в бесплодных попытках по­нять законы окружающего их мира, заключенные всего за несколько месяцев выучивались беспомощности. Они выходили на свободу новыми людьми - лишенными собственной жизненной энергии и, следовательно, легко управляемыми.

...

Неконтролируемое стрессорное воздействие используется для улучшения управляемости членов сообщества не только в жестких условиях (тоталитарное государство, места заключе­ния, фирмы с напряженной внутренней конкуренцией и т.п.), но и во многих социальных группах, в том числе и в заурядных трудовых коллективах: Управляемость починенных - важнейшая характеристика коллектива, с точки зрения большинства администраторов.

Квалифицированный сотрудник, как правило, более независим, чем неквалифициро­ванный, в силу высокой самооценки, уверенности в себе - в своих знаниях, умений, практи­ческом опыте. Поэтому часто работодатель предпочитает неквалифицированного претенден­та именно в силу его управляемости.

...

Несколько примеров из практики управления. Выпускнику математического факультета, пришедшему на работу в математический институт, предлагают в качестве первого зада­ния взять интеграл. Естественно, этот интеграл является неберущимся. Но новичку сообщают об этом только через несколько недель, когда его уверенность в собственных силах будет подорвана бесплодными усилиями, другими словами, используя физиологические категории - когда в результате неконтролируемого стрессорного воздействия у человека разовьются начальные симптомы выученной беспомощности.

Учителя часто занижают оценки проказливым школьникам. Очевидное несоответствие между качеством ответа и полученной оценкой, бесплодные попытки понять, что же именно хочет учитель, вызывают у непоседливого ребенка депрессивно-подобное состояние, одной из особенностей которого является изменение двигательной активности. В итоге такой ученик перестает вертеться и болтать на уроке. Таким образом учитель достигает поставленной цели - увеличивает управляемость коллектива. Цель учительницы - вызвать торможение психомоторной актив­ности мальчика во время уроков.

...

Управляемость, формируемая в результате хронического стресса, является одним из проявлений выученной беспомощности - состояния, для которого характерны все черты де­прессивного расстройства психики.

...

Алкоголь является стресс-протективным средством, но не антидепрессантом.
Прием алкоголя сразу после неконтролируемого стресса предотвращает развитие депрессивных состояний.

Основной вред здоровью человека приносит неконтролируемый стресс, развившийся не в результате крупных потрясений, а из-за множества мелких событий, каждое из которых и неприятностью-то не назовешь, но в совокупности именно они оказываются тем губительным для здоровья человека фактором, который губит здоровье человека. Поэтому такие знатоки природы человека, как В.М. Бехтерев, много сделавший для организации лечения алкоголизма в нашей стране, и К. Г. Юнг рекомендовали периодическое, но не регулярное (для того чтобы снизить скорость привыкания к алкоголю, замедлить формирование ФКД, т.е. психологического стереотипа) употребление небольших доз алкоголя.

= = =

В качестве резюме - весь этот бардак, который происходит в России, Васильева, отпущенная на свободу, Сердюков смеющийся над правосудием, часы за миллионы, война с украинцами, вмешательство в войну в Сирии, ежемесячное назначение совершенно случайных смертельных врагов, запрет хамона и пармезана, ежегодная неготовность к выпавшему снегу, дождю или лесным пожарам, постоянно меняющиеся налоги и поборы ни за что, заявления об успехах на фоне краха, частые непредсказуемые катастрофы. Восхваление ничтожеств и унижение героев и еще три сотни людоедских пунктов - это все, дамы и господа, заранее спланированное и искусственно подготовленное средство сделать так, чтобы вы всего-лишь лучше подчинялись и меньше протестовали.

Poll По результатам статьи:

менталитет, россияне, аргументы - за отъезд, Россия, психология

Previous post Next post
Up