Septemberfest

Sep 17, 2015 19:30

Septemberfest: Мы не колбасные эмигранты, но от скиландиса не отказываемся

Мы ожидали получить ПМЖ в октябре, и планировали по этому поводу домашний октоберфест. Но документы нам выдали даже раньше ускоренного срока. Пришлось устроить септемберфест.



Мышь, которая завелась у нас на кухне, грустит, но мы отнюдь не разделяем её пессимизма.



В Вильнюсе этим летом очередь перед миграционной службой занимали с четырёх часов утра. А мы у себя, в провинции, всегда первые. Инспектор возилась с нами, никуда не торопясь, помогла заполнить анкеты и даже самолично засовывала наши евровые бумажки в автомат для уплаты госпошлины.

- Как вам в Литве? - поинтересовалась она, когда мы пришли во второй раз.
- Ачю, гярэй! - искренне рапортовали мы. - Гораздо лучше, чем в России.

Россияне пробиваются в Литву в основном по бизнесу, пять лет платят налоги, и только потом удостаиваются ПМЖ. Последние изменения в законодательстве говорят об ужесточении миграционной политики Литвы по отношению к бизнесменам. Требование нанять минимум трёх литовских работников кого-то заставило прикрыть лавочку, а кому-то не дало её открыть. А мы получили ПМЖ сразу, благодаря литовским корням. Один литовский дедушка с лихвой заменяет пятилетние усилия трёх литовских работников под руководством одного «нового русского».

«Новые» русские в Литве - это эмигранты, сознательно покинувшие путинскую Россию. «Старые» русские достались Литве в наследство от Советского Союза, где и остались сердца многих из них. Прикоснуться к их субкультуре можно, заглянув в русские гетто, которые самоорганизовались повсюду. Вот русская школа. Урок этики. Тема: «Успешность личности». На уроке разбираются два примера, хороший и плохой. Плохой - Даля Грибаускайте. Хороший - Вова Путин.

Как и всякое нацменьшинство, «старые русские» объединены своей религией - культом Победы. Попав на 9 мая в какую-нибудь Клайпеду, можно оказаться на проповеди таких миссионеров, как неосоветская организация «Суть времени». Так было в 2014 году, под грохот гибридной войны на Донбассе и официальных заявлений Литвы по этому поводу.

Есть у «старых» и свои маргинальные СМИ. Но даже на популярном литовском новостном портале, и на том сложился особый жанр - анонимные комментарии к русскоязычной версии сайта. «Lietuvos respublika - преступная организация, проводящая политику скрытого геноцида», «оболванить можно многих, но литовские нацисты дали слишком много поводов их ненавидеть, чтобы поверить, что в России всё настолько плохо»… И так к каждой статье, без устали. Это ломка, характерная для тех мест, где границы «Русского мира» не совпадают с границами России.

Но никто соваться в гетто не заставляет. А балтийский воздух действует благотворно - успокаивает. Даже за пару месяцев вне страны, которая давит элитный сыр гусеницами тракторов. Тут совсем не хочется следить за российскими новостями. Наша новость, которую мы готовы обсуждать хоть несколько дней - фольклорный фестиваль в Юодкранте. Но русские друзья снова напоминают о параллельной реальности: не можем, мол, открыть ссылку на ваш репортаж, сайт заблокирован. Прямо голод какой-то - ни сыра, ни информации!

А нам сам бог велел отъедаться. Мы не колбасные эмигранты, но от скиландиса не отказываемся.



Берём к септемберфесту хамон, как символическую снедь. В этом мы готовы подыграть российской мифологии: нельзя жить в Европе, не причащаясь хамоном. В остальном мы литовские патриоты. Хамон для инсталляции сгодится самый простой, семимесячной выдержки и без чистой жёлудевой диеты в прошлой жизни. А вот родной жмудский пармезан «Джюгас» - ровесник нашего Гядиминаса, ему тоже полтора.



Сладкие помидорки физалиса - гостинец от литовских друзей-экофермеров.



Традиционные литовские сласти - тот самый скиландис в свином желудке, гирлянда хрустящих сосисок и тонкие мясные палочки - с рынка. Светлые палочки - свиные, а тёмные, потвёрже - говяжьи. Тёмные стоят как хамон. Домашний сыр посыпан тмином, как буханка «Бородинского».



Мы не ценители пива, но праздник обязывает. Виленское выбираем по этикетке с Острой брамой и волком Гедимина, другие две бутылочки берём за происхождение из сельских пивоварен, а «Raudonų plytų» («Красный кирпич») - это самое знаменитое литовское крафтовое пиво. У него много забавных названий вроде «Ног угря», но для новоэмигрантского стола больше подходит «Nežinomas krantas» - «Неизвестный берег». Да и крепость у него по-настоящему октоберфестовская, 6.0%.



Пиво из паневежского Тракишкиса заткнуто пробкой. Звучит баварское «O‘zapft is!» - и горлышко дымится, как орудие, начавшее штурм окоберфестовской крепости.



Роль флага поначалу играют только перцы национальных цветов…



...но тут вдруг приезжает наш лендлорд, и вручает обещанное знамя на древке. Знамя немедленно устанавливается. Пусть все знают, что на нашей улице сегодня праздник.



Оригинал взят у roman_i_darija в Septemberfest

ПМЖ, Литва

Previous post Next post
Up