Во время поездок в Европу мы часто брали машину в аренду. Когда мне удавалось «вырвать» руль у мужа, я неизменно удивлялась, как корректно водят машину европейские водители: всегда включают поворотники, пропускают пешеходов на перекрестке после поворота, часто с улыбкой уступают свою преимущество нашему авто, никогда не подрезают, держат дистанцию, едут с разрешенной скоростью, и при этом нигде не видно «операторов машинного доения» с полосатым жезлом в руке. Почему? Переехав в Венгрию, я решила взять несколько уроков у инструктора, чтобы улучшить свои навыки вождения в новом городе. От него-то я получила ответы на все свои вопросы.
Итак, 10 особенностей вождения в Европе:
1. В Европе водители не покупают и не получают в подарок права. Они просто и банально изучают правила дорожного движения и учатся водить машину. Ни один родитель не додумается подарить своему ребенку такую опасную игрушку, как автомобиль, не оплатив ему полный курс занятий в автошколу, где профессионалы научат будущего водителя сначала правилам дорожного движения в теории (и он успешно сдаст экзамен), оказанию первой помощи (опять экзамен), потом управлению машиной на автодроме (основа экзамен), и в конце вождению в условиях города - на небольших улицах с односторонним движениям, на многополосных дорогах, на трассах, ночное вождение (и снова надо успешно сдать экзамен). Итак, ПДД европейцы знают и, кроме этого, соблюдают.
2. Европейские водители соблюдают правила дорожного движения, даже если рядом нет контролирующей полиции, потому что:
а) их так научили,
б) они понимают, что от соблюдения ПДД зависит их жизнь, здоровье и сохранность авто,
в) соблюдение ПДД могут контролировать различными скрытыми способами и автоматическими приспособлениями, такими как автоматические радары на трассах, видеокамеры, снимающие нарушения в городе и т.п.
3. Европейские полицейские не берут взяток за нарушение ПДД. Да-да! Кажется невероятным, но это так. Например, в Венгрии полиция не берет денег за штраф наличными, а, в случае выявления нарушения, выписывает чек и отправляет его почтой по адресу регистрации машины или кладет под стеклоочиститель, если машина неправильно запаркована. Так, водитель, ехавший по автобусной полосе или превысивший скорость, через несколько дней найдет в почтовом ящике чек со штрафом, который надо оплатить на почте, а свои нарушения сможет, при несогласии, посмотреть на видео в архиве полиции.
4. Водители в Европе вежливы с другими участниками движения. Здесь на принято «подрезать», и наглого водителя ждет всеобщее неодобрение. В Европе считается жестом вежливости уступить свое преимущество другому, а тот кому уступили, благодарит, включив на секунду аварийку или подняв раскрытую ладонь. Здесь инструкторы учат будущих водителей выпускать общественный транспорт с остановки, т.к. «там тоже едут люди». Правилами предусмотрено пропускать после поворота пешеходов и велосипедистов, и никто не старается проехать впереди них, на том основании, что машина быстрее.
5. В Европе нет пьяных за рулем. Так как за это просто отнимают права. Дунул в трубочку - обнаружен алкоголь - обнаружено количество алкоголя в крои больше допустимого в стране помаши правам «До свидания!». И люди отдают себе отчет и не рискуют ни здоровьем и жизнью своим и спутников, ни водительскими правами.
6. Европейцы любят быструю езду, но там где это безопасно. К примеру, в Венгрии, максимальная скорость для населенного пункта 50 км/ч, на трассах за городом - 90 км/ч, а на автобане - 130 км/ч. И кто-то может ехать по городу под 60 или 70, но только на участке с хорошей обзорностью и там, где нет пешеходов. Также и за городом могут ехать под 100-110, но на прямых безопасных участках. А в дождь все вообще снижают скорость до минимума, хотя у всех хорошая резина. В Германии же, к примеру, скорость на автобане не ограничена, но если водитель ехал быстрее 150 км/ч и попал в аварию, страховка не действительна. В общем, в Европе не лихачат, а едут быстро в пределах разумного.
7. Европейские водители всегда включают сигналы поворота, поскольку это увеличивает безопасность езды. На мое «Почему?», инструктор ответил вопросом: « А как другие водители догадаются, что вы собираетесь делать? Дайте им об этом знать заранее. Включите поворотник - и вас кто-то пропустит даже на самой переполненной улице».
8. В Европе принято держать необходимую дистанцию между машинами, и в городе, и на трассе. Несмотря на то, что у всех машин есть обязательное страхование, никто не хочет въехать в зад резко затормозившей впереди машине, оплачивать ремонт и объясняться со страховой компанией.
9. Машины в Европе в исправном техническом состоянии. Здесь не «покупают» техосмотры также, как не покупают права. Ведь состояние машины - это вопрос безопасности. Машина может быть недорогой, но она должна быть исправна. Еще в автошколе учат перед выездом из гаража проверять исправность основных приборов и механизмов машины. На зиму в Будапеште, где снег может быть всего 2-3 дня в году, практически все меняют резину на зимнюю.
10. Водитель на дороге ничего никому не доказывает. Европейцы самодостаточны. Они получают удовольствие не от быстрой, а от грамотной езды. Наверное, поэтому тут так много женщин за рулем (процентов 45), много неторопливых бабушек и дедушек, управляющих автомобилем, и почти в каждой машине есть детское сиденье. В Европе минимален риск аварий.
И напоследок: я пишу не об идеальности и не делаю обзор стилей вождения по странам, а веду речь об адекватности европейских водителей в общем и целом. При этом я пишу исключительно свое личное мнение на основе 10-летнего стажа вождения и многих тысяч километров на машине по странам Европы: Австрия, Албания, Бельгия, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Италия, Польша, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия. Причем это не были поездки аэропорт-отель. Мы привыкли смотреть страну целиком, с переездами по 200-500 км в день и остановками по дороге: Италия сверху вниз по Адриатике, вдоль всего «сапога» от Триесте до Бари, Албания вдоль побережья от Греции до Черногории, все побережье Хорватии от Истрии до Дубровника, По Баварии от Мюнхена до Тироля, Польша от Замошчи до Мальборка, Греция от Пелопоннеса до Афин и по десятку островов с перемещением машины на паромах и т.д. и т.п.
В Великобритании, Испании, Португалии и Франции водить авто не доводилось, т.к. не было необходимости между пароходами-самолетами. Но отскакивать от зебры назад на тротуар либо шарахаться от проезжающих машин в этих странах не приходилось.