Оригинал взят у
msalexandr17 в
Бренд, который утрачен... Lada...Сейчас, когда говорить хорошее про волжский автозавод считается моветоном, сложно в это поверить. Но Lada была глобальным брендом уже тогда, когда корейцы еще не думали о выходе на экспортные рынки.
Ямайские таксисты, французские женщины, гонщики «Формулы-1», голландские фермеры, чилийские футболисты, японские тинейджеры: что у них общего? Ответ: 20 лет назад все они ездили на вазовских машинах. Lada была мировым брендом с многонациональной армией поклонников. Куда все подевалось?
Click to view
В 80−х на экспорт уходило до 40% произведенных АвтоВАЗом автомобилей. В 1988 году поставки за рубеж составили 306 641 штук (для сравнения, за 2009 год завод в общей сложности собрал 330 000 автомобилей). Всего же в 70−е и 80−е годы свыше 7 млн машин под маркой Lada нашли своих новых хозяев в 100 странах мира. История экспорта Lada - это история забытого успеха, когда наша продукция по-настоящему задавала тренды во всей индустрии.
В начале 70−х, когда на повестке дня был выход на зарубежные рынки, встал вопрос и об экспортном названии - русское «жигули» слишком походило на не очень красивое «жиголо» во многих языках, а в некоторых и вовсе было ругательным словом. Из-за этого и произошло «раздвоение личности»: для внутренних нужд остались привычные «Жигули», а для Запада более благозвучное - Lada.
Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт в 1971 году в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. Тогда же «копейка» была представлена широкой общественности на выставках в Лейпциге, Брно и Загребе. Всего в первом году производства на экспортные рынки ушла треть автомобилей (58,2 тыс. экз.). Когда ВАЗ-2101 впервые представили в Британии в 1973 году на выставке Motor Show, то «многие удивленно подняли брови не столько из-за внесенных в дизайн инноваций, но из-за экстремально низкой цены», - написал в отчете с выставки британский Haynes Manual.
Со сбытом проблем не возникло. Ценовое преимущество всегда было главным козырем Lada в борьбе за предпочтения автолюбителей. В Великобритании «копейка» стоила чуть больше £1575 , тогда как цена на аналогичные седаны западных производителей начиналась от £2000. Низкие цены появились не от хорошей жизни - они были следствием нужды Советского Союза в конвертируемой валюте для закупок на зарубежных рынках. Поэтому задача организовать экспорт автомобилей для того, чтобы обеспечить максимальный приток валютных средств, была приоритетной, и ее реализация проходила в ущерб коммерческой составляющей. Рассрочка платежей достигала семи лет, уровень цен был на треть ниже, чем у аналогичных моделей конкурентов.
Самой успешной экспортной моделью «АвтоВАЗа» стал ВАЗ-2121 «Нива». Экспортное наименование - Lada Niva. Эту машину принято считать родоначальницей класса кроссоверов. До появления «Нивы» в 1978 году внедорожники были громоздкими и очень дорогими. «Нива» изменила все. Благодаря низкой цене она позволила большему количеству людей завести себе 4×4, а благодаря своей многофункциональности быстро вытеснила продукцию конкурентов и в первый же месяц продаж заняла 40% европейского рынка. И в дальнейшем Niva продолжала лидировать в своем классе в течение 15 лет.
Click to view
К концу 80−х владельцев «Нивы» в Европе стало так много, что был организован специальный пробег через французские, швейцарские и итальянские Альпы. Предприимчивый Жан-Жак Пок, французский дилер «АвтоВАЗа», организовал даже специальный женский пробег «Trophée des Gazelles», в котором приняли участие исключительно хозяйки «Нив».
Столкновение с рынком
До 1994 года экспорт «АвтоВАЗа» еще сохранялся на уровне 30−40% от произведенных автомобилей. Но уже к 1996 году продажи за границей сократились в среднем на 40%, а в Великобритании, Германии, Франции, Финляндии рухнули в пять раз. Если в 1988 году в Европу на экспорт ушло 147 134 автомобиля, то в 1995 году - 42 775 штук.
«АвтоВАЗ», оставшись без прикрытия государственного «Автоэкспорта», был вынужден самостоятельно организовывать торговлю на внешних рынках, выкупая дочерние компании «Автоэкспорта», занимавшиеся реализацией машин Lada. Среди них: Deutsche Lada (Германия), Conela (Финляндия), Lada Canada (Канада). Вместе с покупкой «дочек» к «АвтоВАЗу» передавалась и необеспеченная дебиторская задолженность, которую надо было погашать из прибыли от продаж.
Еще одним фактором, пошатнувшим позиции «АвтоВАЗа» за рубежом, стало введение валютного коридора в 1995 году, приведшего к резкому увеличению себестоимости из-за удорожания сырья, материалов, топлива и снижению рентабельности экспорта. Если в начале 1994 она составляла 10−18%, то к середине 1996 года она упала до −30%. Цены на автомобили повысились до уровня $4 тыс. и продолжали расти. В результате «АвтоВАЗ» за считанные годы растерял свое главное преимущество - привлекательные ценники. Для сохранения сервисной сети за рубежом завод был вынужден торговать себе в убыток. Потоки валютной выручки сокращались, и это, в свою очередь, привело к тому, что у завода не было денег на закупку импортных запчастей и финансирование новых разработок.
К внутренним проблемам «АвтоВАЗа» добавились и рыночные факторы - европейские регуляторы, ужесточившие технические требования по части экологии, и наступление конкурентов из юго-восточной Азии. В середине 90−х самой «современной» моделью марки Lada, которую поставляли на экспорт, оставалась 10−летняя Samara.
Успех Lada в 70−е и 80−е теперь часть истории. Скорее всего, рано или поздно Lada снова станет глобальным брендом, но когда это произойдет - сказать сложно... Остается ждать и надеяться!
Click to view
История голландской рекламы Niva, как уверяют в агентстве Jonh Doe, была записана со слов одного из поргутальских дилеров Лады. Он рассказал о старом русском (Олег Сухов), живущем в Лиссабоне, который каждый раз впадал в ностальгию, когда видел проезжающую мимо его «Ниву». Причем в ролике снялся сам Олег Сухов, настоящий герой этой истории.
В посте использованы материалы © AdMe.ru (
http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/brend-lada-kotoryj-my-poteryali-67871/)
Мои посты о советской рекламе:
Советская пропаганда туризма... и современность. Самое сокровенное из "Советского Экспорта". Реклама 16+ Шедевры советской торговой рекламы первой половины 20-го века. 16+
Копия поста размещена на Blogger
http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/08/lada.html