Оригинал взят у
hvv в
Украинки в Италии: особенности трудовой миграции Феминизация миграционных потоков, резкое увеличение числа женщин, выезжающих на заработки из постсоветских стран, Украины в европейские страны и, в частности, в Италию породили серьезные проблемы, причем, как негативного характера, так и достаточно дискуссионные, неоднозначные.
В связи с этим Центр социально-психологических исследований Международной Академии рейтинговых технологий и социологии «Золотая Фортуна» (далее - МАРТИС «Золотая Фортуна») провел в конце 2007 г. социологическое исследование: опрос среди представителей украинской диаспоры, проживающих и работающих в Италии. Всего было опрошено около 300 чел. в возрасте от 18 до 60 лет и старше.
В этой статье мы излагаем некоторые интересные и во многом новые, неизвестные данные относительно обсуждаемой проблемы.
Эволюция гендерных представлений о трудовой миграции
В последние годы, десятилетие произошли серьезные изменения в представлениях о роли и специфике женской трудовой миграции, в первую очередь в европейские страны. Так, ранее традиционно считалось (да так оно и было в реальности), что женщины в миграционном плане выступают как «вторичные», «зависимые» мигранты (которые выезжают вслед за семьей или мужем).
В настоящее же время ситуация в корне изменилась. Произошла серьезная «феминизация» миграционных потоков. За рубеж для работы выезжают множество женщин без семей или мужей. К примеру, в Италии, по данным ряда социологических исследований, из каждых ста мигрантов примерно 90 - женщины. Появился даже специальный термин для обозначения подобных женщин-мигрантов: «unattached migrants» (то есть самостоятельные, «не прикрепленные» к мужьям и семьям мигранты)...
Кто приезжает и зачем?
Пожалуй, наиболее интересен, когда речь идет о трудовой миграции, вопрос о том, кто приезжает работать за рубеж и по каким причинам. Статистические данные и результаты социологических исследований, которые уже проводились, во многом расходятся. Однако, если говорить об украинских трудовых мигрантах в Италии, то, по крайней мере, две основные тенденции действительно имеют место...
Относительно образовательного уровня трудовых мигрантов, работающих в Италии: вопреки существующим кое-где, особенно на исторической родине, стереотипам, подавляющее их большинство имеет вполне достаточный уровень образования. Так, по данным упомянутого исследования, 58% опрошенных имеют высшее образование и еще 18% - незаконченное высшее. Другой вопрос: использование этого образовательного потенциала. В силу сложившейся с трудовой миграцией ситуации в подавляющем большинстве случаев этим достаточно образованным людям чаще всего приходится работать уборщицами, присматривать за детьми, больными и пожилыми людьми.
Если говорить о причинах выезда на работу за границу, то основная из них очевидна: необходимость работы и заработка - на это указали 95% опрошенных. По данным других исследований, в частности, предоставленным Татьяной Кузык, «складывается» эта потребность в работе за рубежом из следующих причин: низкая заработная плата в Украине (54% опрошенных женщин, в рамках этого исследования, проведенного Центром «Женские перспективы», опрашивались исключительно работающие в Италии женщины); необходимость приобретения жилья (33%); безработица в Украине (32%); высокая плата за обучение детей (26%); необходимость возврата долгов (32%).
Интересно, что кроме побудительных мотивов, связанных с заработком часть опрошенных МАРТИС «Золотая Фортуна» отметила и иные. Так, 11% респондентов указали на то, что параллельно учатся в Италии; 9% - что хотят здесь остаться на постоянное жительство; 5% - хотят выйти замуж за итальянцев; 2% - приехали на работу и лечение...
Ностальгия и связь с Родиной
Большинство работающих в Италии украинцев находятся в этой стране не один год. Поэтому вполне закономерен вопрос о том, насколько они, так сказать, «скучают» по Родине. Тем более, что у большинства из них в Украине остались супруги, дети, родители. Судя по ответам респондентов на вопрос о том, какие чувства они испытывают в связи с длительным пребыванием за границами Украины, ситуация здесь следующая:
47% опрошенных - в Италии испытывают существенное улучшение материального положения;
17% - чувство политической свободы;
34% - чувство ностальгии;
20% - надежду на возвращение в Украину;
4% - равнодушие;
9% - чувство тревоги;
17% - чувство одиночества.
В целом, как видно, лишь около половины опрошенных так или иначе тоскуют по Родине и ждут возвращения на нее. В то же время подавляющее большинство опрошенных МАРТИС «Золотая Фортуна» интересуются социально-политическими событиями в Украине, отслеживают их. 51% - поскольку в Украине проживает семья; 32% - поскольку планируют вернуться в Украину.
Основными источниками информации об Украине для трудовых мигрантов, работающих в Италии, выступают (указан процент опрошенных):
23% - телевидение;
52% - газеты;
40% - Интернет;
51% - переписка с родственниками (знакомыми), проживающими в Украине;
45% - общение с украинцами, которые живут и работают в Италии;
27% - участие в работе украинских или итало-украинских культурных ассоциаций.
В целом же информацию о жизни Украины получает подавляющее большинство опрошенных. Не интересуются социально-политической жизнью Украины лишь около 3% опрошенных.
Так зло это или нет?
Пожалуй, проблема женской трудовой миграции (и не только в Украине) является сегодня одной из обсуждаемых наиболее пристрастно и спекулятивно. Действительно, что могут, к примеру, сказать украинские политики по данному поводу? «Нужно трудиться на Родине!». «Нельзя бросать своих детей и престарелых родителей!» «За рубежом с вами может случиться все что угодно» и т.п. За всеми этими разговорами скрывается общая проблема иммиграционной политики. Реально, скажем так, «латентно» проводимая на практике политика, при которой более десяти процентов трудоспособного населения выезжает на работу за границу, вряд ли может считаться «патриотичной» или же «социальной» в отношении к своему населению.
И это касается не только Украины. Известно, что после Второй мировой войны огромная трудовая эмиграция наблюдалась из Югославии. Затем по этому же пути «пошли» Турция и Польша (в западном полушарии - Мексика). Сегодня «пришла очередь» Украины и других постсоветских стран. По данным статистики и различных социологических исследований в настоящее время за рубежом работают 3-3,5 миллиона украинцев (это данные Минтруда, что же касается цифр 5-7 миллионов, то они явно преувеличены). Более всего украинцев работают в России, также около 300 тыс. - в Польше, по 200 тыс. в Чехии и Италии...
Где и кем трудятся украинцы в Италии?
[..]
К примеру, по результатам исследования, представленным Татьяной Кузык, среди опрошенных в Италии украинок работали в качестве уборщиц - 49% респондентов; в качестве присматривающих за больными - 14%; за пожилыми людьми - 25%; за детьми - 5%; на почасовой оплате - 1,3%; на сельхозработах - 0,5%; в барах - 1,3%. При этом, до отъезда в Италию 11,7% женщин работали в медицине; 11% - в сфере обслуживания; 10,4% - в сфере торговли; 11,5% - в сфере образования; 21% - на производстве; 3% в органах госуправления. Среди них также были предприниматели и студенты.
Как видно, приведенные данные действительно неполны. Украинские женщины (впрочем как и представители других постсоветских стран) активно работают и в ряде иных сфер, в частности, в сфере развлечений (танцовщицами, стриптизершами, занимаются консумацией и т.п.); в общественном сервисе (персонал отелей, ресторанов и др.); фотомоделями и манекенщицами; в сфере интимных и сексуальных услуг.
полный текст статьи В полном тексте статьи (по ссылке) еще чуть чуть интересного есть. Но то, что 49% работают уборщицами и 14% сиделками - вполне занимательный факт.