Законопроект о расширение полномочий полицейских, которые предлагают внести некоторые депутаты Госдумы, в отличии от многих других актов, касаются подавляющего большинства населения нашей страны. Меня лично они интересуют вдвойне: как гражданина этой страны и по профессиональной линии.
Позволю себе перечислить основные тезисы законопроекта и дать по ним краткие комментарии. Понимаю, что это лишь проект закона, но считаю необходимым изложить мнение «на берегу».
Итак, поехали:
1. Сотрудник МВД не подлежит преследованию за любые действия при выполнении своих обязанностей, если такие действия проводятся по основаниям и в порядке, установленных нормативно-правовыми актами.
То есть, в случае, если полицейский «в ходе выполнения своих должностных обязанностей», преследуя потенциального преступника, случайно выстрелит вам в ногу, согласно предлагаемому законопроекту, это не будет считаться превышением полномочий.
Открываем Уголовный кодекс Российской федерации и читаем статью 286: «Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».При этом, имеются квалифицирующие признаки преступления, такие как: «с применением насилия», «с применением оружия», «причинение тяжких последствий». И санкции-то не шуточные: от 3 до 10 лет лишения свободы.
И теперь, в случае принятия этого изменения, эта статья УК в отношении сотрудников полиции будет «мертвой». А мы с вами с простреленной ногой поедем в ближайшую больницу. И не более.
2. Могут стрелять в женщин. Исключение составляют только женщины «с видимыми признаками беременности».
Бедные женщины. Раньше в них вообще нельзя было стрелять, теперь можно. Так что, если решите пойти «на дело», засуньте себе под одежду какую-нибудь подушку. Шансов выжит будет больше.
3. Полицейские, ранее не имевшееся право на стрельбу в местах скопления людей, теперь могут открывать огонь в людных местах для предотвращения терактов и захватов заложников.
Не буду просить статистику, но хочу попросить вспомнить хотя бы два случая, когда полицейский, открыв огонь в людных местах, предотвратил теракт или, упаси Боже, захват заложников. Я таких случаев не знаю.
4. Досматривать граждан, их вещи и транспорт можно будет не «при наличии данных» о том, что у них есть оружие или наркотики, но и если просто «имеются основания полагать» это.
Вспоминая Жеглова и Шарапова, так и хочется добавить, «основания имеются всегда». Надо сказать откровенно, «основанием полагать» злоупотребляют большинство сотрудников полиции, патрулирующих наши улицы. Разница лишь в том, знают ли граждане, что имеют право не давать досматривать свои вещи «на основании…». Хоть обращаться к нормам Конституции в нашей стране стало признаком дурного тона, тем не менее, напомню, что главный закон страны гарантирует неприкосновенность частной собственности, а значит, имеющиеся у конкретного полицейского «основания полагать» могут быть глубоко спрятаны в нём самом.
5. Проникать на объекты частной собственности для задержания лиц, скрывшихся с места преступления, но еще не имеющих официального статуса подозреваемых или обвиняемых.
Говорят, это необходимо на случай, если преступление «уже совершено на глазах сотрудника полиции, но преступник забаррикадировался в помещении». Это нужно для того, чтобы узаконить уже существующую практику нарушения права на неприкосновенность жилища: «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» - гласит 25-я статья Конституции. По решению суда - согласен. Но пока никаких случаев федеральным законом не предусмотрено…
6. Полицейские должны будут сообщать родственникам, куда отправлен пострадавший. Расширяется и круг лиц, которым гражданин может позвонить из полицейского участка (под присмотром сотрудника МВД) в случае задержания: право на звонок распространяется не только на близких, но и на всех родственников задержанного.
Хорошо, конечно. Посмотрим.
7. За полицией будет закреплено и право представлять избиркомам любую информацию о «наличии обстоятельств», ограничивающих право кандидата на избрание, а не только о судимости, как сейчас.
Привет оппозиционерам, желающим участвовать в выборах. Исключительно конъюктруное изменение. Конституцией четко ограничен круг лиц, не имеющих право избираться и быть избранными: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». И никакая другая информация не может ограничить право кандидата на избрание.
8. Законодатели предлагают увеличить предельный срок пребывания на службе до 65 лет (сейчас - 55 лет) сотрудникам, имеющим степень доктора наук и занимающим должности в образовательных организациях МВД.
Диссернет не даст соврать, как некоторые должностные лица (а в особенности сотрудники полиции) получали степени кандидатов и докторов наук. В общем, продолжаем бороться с коррупцией.
Подводя некий промежуточный итог, хочу призвать своих коллег-адвокатов к более активной реакции к подобного рода попыткам некоторых депутатов нарушать главный закон страны и права граждан. Ведь именно нам с вами завтра работать с этим абсурдом.
Источник:
http://echo.msk.ru/blog/kaloy/1579698-echo/