Толкование российского образования

Jan 12, 2015 00:25

Многие выпускники российских вузов после окончания пьют месяц-другой, пытаясь понять что с ними произошло, как они стали частью самого образованного и великого народа, а ,главное, зачем? Я не стал исключением, но вместо сивухи предпочел полистать монографии и статьи об образовании вообще и о российском в частности. К моему удивлению, мнения о русских университетах многих маститых профессоров, учителей и публицистов легко сплавляются в несколько элегантных пассажей А. Аузана из его лекции "Миссия университета". Не буду больше воровать ваше внимание, а попросту приложу искомые вырезки:

"Смотрите: наша школа выпускает в мир хороших, но не вполне образованных людей. При этом наша экономика и в хорошо образованных людях не очень нуждается, потому что она сырьевая. Возникает проблема социального сейфа. Куда девать молодежь, которая еще ничего не умеет, но уже не нужна, что с ней делать? Возможные варианты: тюрьма, армия, университеты."

"С этой точки зрения выясняется, что плохой университет лучше даже хорошей армии, не говоря уже о тюрьме. Что реально производят эти плохие университеты? Исходя из того, что я говорил о миссии университетов, я могу сказать, что они производят средний класс в России. Это очень позитивный продукт массовой плохой системы высшего образования в России. "

"Что такое средний класс?..средний класс - это явление культурное, это означает, что это люди с определенными ценностями и поведенческими установками. Это люди, которые по каким-то причинам пришли к выводу, что не надо пить денатурат, что закусывать надо этим, а не тем, что ездить за рулем нужно трезвым, фитнес находится за углом, а деньги нужно хранить на депозитных счетах, они бывают разные. Являются ли эти люди специалистами? То есть реализовался ли парадокс Ортеги-и-Гассета по поводу того, сделает ли среднего человека высшее образование хорошим специалистом? Нет, не факт. Но создает ли это положительные социальные эффекты? Конечно, потому что даже продолжительность жизни человека, продолжительность активной жизни человека зависит от образования во много раз сильнее, чем от здравоохранения, потому что от этих поведенческих установок мы получаем сбережение населения и его способность к работе."

Вот и все, что нужно знать о Русском Образовании.

ЗЫ сама статья здесь http://www.polit.ru/article/2013/05/07/auzan/ есть любопытная инфографика и нетривиальные размышления.
Previous post Next post
Up