О защите прав ребенка в Германии

Oct 29, 2014 12:14

Защита прав ребенка в Европе (эта тема в России обозначается, как ювенальная юстиция) вызывает большой интерес у тех, кто задумывается о переезде.

Поговорить об этом стоит. Во первых, потому что самый массивный культурный шок при переезде вызывает конфликт детей, приобретающих новую социализацию (особенно это касается тех, кто идет на новом месте жительства в ясли, детсад) и родителей, исповедующих культуру и социальные правила, приобретенные на Родине. Во вторых, потому что вокруг этой темы нагорожено много мифов и страшилок.

Наша местная многотиражка публикует в эти недели цикл статей о защите прав ребенка, которые я хотел бы пересказать. Для начала цифры и факты, на примере города Кельна и германской федеральной земли Северный Рейн Вестфалия (СРВ).

По закону в коммунальные органы защиты прав ребенка (чаще всего известные под названием Jugendamt) или в полицию могут обратиться с заявлением о нарушении прв ребенка как сами родители или дети, так и любая третья сторона. Бывает, родители действительно сами обращаются за помощью, если не справляются с зарвавшимся чадом, либо потому, что честно признают свою недостаточность в качестве воспитателя (наркоманы, алкоголики, психически лабильные).

Меры по коррекции ситуации могут быть разными: от консультаций и терапии до изъятия ребенка из семьи.

В Кельне в 2004 году 2912 детей были перемещены на временное или постоянное проживание вне родной семьи (в другой семье, в воспитательном заведении или в общежитии). В 1475 случаях помощь была оказана амбулаторно.

В 2013 году в Кельне 11.780 раз соседи, родственники, учителя и полиция обращались в специальную службу города (Gefaehrdungsmeldungs-Sofort-Dienst) с подозрением на угрозу благополучию ребенка. В 3480 случаях оказывалась амбулаторная помощь, а 2716 детей были взяты под опеку, 2412 из них немедленно, то есть еще до решения суда.

В СРВ в 2013 году 12.259 детей и подростков были помещены под надзор органов опеки. Из них 40,1 процент были младше 14 лет. Сорок восемь процентов составили девочки. Наиболее частыми причинами для установления опеки были: родители не справлялись со своими обязанностями (Überforderung), проблемы в отношениях между родителями и въезд ребенка в Германию без сопровождения взрослых (это беженцы).

В двух случаях из трех инициатором были югендамт или полиция, в остальных либо дети, либо учителя, врачи, родственники или соседи.

Для справки: в СРВ живут 17,84 миллиона человек.

О каких детях идет речь? Случаи бывают самые разные, в статье интервью дают приемные родители, в семье которых пребывает уже девятый приемный маленький ребенок. Они рассказывают, что дети отстают в физическом и умственном развитии (ребенок мог пройти от силы десять шагов и падал, его мускулы были абсолютно атрофированы), психически лабильны, запуганы, агрессивны, не имеют элементарных социальных навыков (один ребенок справлял нужду в углах комнат, так он делал дома), не имели одежды и обуви. Один двухлетний ребенок был доставлен с ожогами рук, многие со следами побоев.

Случаи разлучения "ино-культурных" семей в вышедшей уже статье не описаны. Слухи о таких драмах курсируют постоянно. Я лично не знаю ни одного случая, когда ребенок был изъят из благополучной семьи. Мне известна одна ситуация, когда девочка 14 лет из семьи российских немцев сама обратилась в югендамт с заявлением о непреодолимых противоречиях между ней и родителями. Она была помещена в общежитие, и сотрудники югендамта сообщили об этом родителям. Организовали встречу ребенка с родителями в общежитии в присутствии сотрудников югендамта. Она вернуться отказалась. Девочка провела примерно два месяца в общежитии, в это время югендамт несколько раз посещал квартиру семьи, с родителями говорили и порознь и вместе. В результате югендамт пришел к выводу, что для ухода из семьи у девочки нет реальных оснований, ей было отказано в опеке, она вернулась обратно. Сейчас ситуация нормальная.

дети, Германия, права человека

Previous post Next post
Up